Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. В.А. Сухомлинский
Удивителен и разнообразен мир природы. Он встречает дошкольника загадками и тайнами, заставляет быть пытливыми исследователями. И где бы ни находился детский сад: в шумном мегаполисе или небольшом поселке – педагог, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в огромный мир, который называется природой. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, когда взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В детском саду впервые усваиваются первые экологические знания и нормы, приходит понимание «Что такое хорошо и что такое плохо», формируются поведенческие основы. Встреча с природой всегда праздник: новый шаг к познанию мира.
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в ее решении. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно — правильного отношения к природным явлениям, объектам, которые нас окружают. Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки. Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать у детей не только конкретные, но и обобщённые представления, учат детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. Совместные наблюдения взрослого и ребёнка определённого содержания повышают интерес детей к природе, создают условия для применения знаний в новых ситуациях, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.
Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное.
При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям (Концепция дошкольного образования).
|