Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Экология в наше время находится на грани катастрофы, и с каждым днём проблемы экологии становятся острее. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
Экологическое образование населения один из путей решения проблемы. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Решать эту проблему нужно с раннего возраста детей, прививая основы экологической культуры, научив элементарным экологическим знаниям и навыкам.
Одним из ведущих методов экологического воспитания является – наблюдение. Этот метод работы с детьми в экологическом воспитании хорошо и подробно раскрыт в программе Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа», С.Н. Николаевой «Юный эколог» и «Зелёная тропинка».
Ознакомление детей с природой через наблюдения более доступно пониманию детей дошкольного возраста, так как многие признаки живой природы внешне представлены, наглядны, а значит, доступны наблюдению. Ребёнок делает много открытий, наблюдая за природой, неповторимо каждое живое существо, увиденное ребёнком. Дети общаются с природой в любое время года, благодаря этому у детей формируются первоначальные представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений. Многие связи и от!
ношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений.
На основе наблюдений в природе, представлений о взаимосвязях и специфике живого объекта у детей могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе. А именно интерес к её познанию, сочувствие к живому и готовность создать условия, в которых оно существует, умение видеть красоту природы в разных её проявлениях (растения, животные, пейзажи) и желание сохранить её. Экологическое воспитание строится на понимании детьми зависимостей существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу, которые можно познать через наблюдения. Нельзя отрицать того, что наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей, а также оказывает хорошее положительное влияние на развитие творческих способностей. У детей развивается любознательность познавательный интерес, стремление наблюдать. Ещё К.Е. Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнени!
и с теми, кто такой школы не прошёл».
Существует комплекс взаимосвязанных задач в области экологического обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, который включает:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.
|