(Предисловие + занятие + фотографии)
Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя…
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
Скачать презентацию
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в ее территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у нас возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное отношение к ней. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю- лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину». Так писал русский писатель Михаил Пришвин.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее — дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
Природа – великий учитель. Она преподносит нам уроки мудрости, учит справедливости, труду, терпению, скромности, чистоте.
И в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологического воспитания должны закладываться нами – дошкольными работниками. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населению. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Экологическое воспитание не может осуществляться одинаково по всей России. Его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой мы живем, на которой расположено дошкольное учреждение.
Башкортостан – это край привольных степей и лесов, полноводных рек и светлых озер, плодородных равнин и горных массивов, богатых разнообразными полезными ископаемыми. Сложившиеся веками традиции, обычаи и быт башкир способствовали сохранению уникального природного богатства Башкортостана. Культ природы прослеживается в древнем башкирском эпосе «Урал-батыр», где герой, мечтая о счастье своего народа, бился со злыми силами за живую воду, которая должна была принести земле башкир бессмертие. Все это очень символично. Природа Башкортостана – колыбель башкирской нации, естественная основа жизни людей.
Но современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. Остро встают проблемы по сохранению земли и воздуха, лесов и водоемов, животного мира. Природные условия нашего региона оказывают влияние на содержание экологического воспитания детей. Как воспитать в ребенке сострадания, сочувствие к природе? Как научить его охранять природу? Поиск ответов на это вопросы привели нас к углубленному изучению это проблемы. Мы, педагоги, должны помочь ребенку осознать то, что человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. То, что человек наносит вред природе – наносит вред и самому себе.
Важным аспектом экологического воспитания являются наблюдения. Познание природы можно только при непосредственном общении с ней, которое происходит как правило во время прогулок. Необходимо научить детей видеть красивое, неповторимое, загадочное в самой маленькой частице природы. С этой целью нами разработана картотека наблюдений за живой и неживой природой. К каждому наблюдению подобрано художественное слово. Это позволяет лучше усвоить увиденное. С помощью наблюдений ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и связь со средой. В процессе наблюдения по возможности активизируются разнообразные анализаторы: зрительные, слуховые, обонятельные. Восприятия сопровождаются работой мышления ребенка.
Нами разработан план-проект наблюдения за березкой в течении всего года. Дети имеют возможность наблюдать за сезонными изменениями в жизни дерева. Они воспринимают дерево как живое существо, равное человеку. Такое отношение помогает закладывать основы экологически грамотного, бережного отношения к природе и деревьям как ее части.
Малыш, в жизни которого было бы свое, «личное», дерево и который хотя бы однажды сказал: «Здравствуй, деревце!», будет относится к природе бережно и внимательно. Он сможет наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, поймет как хрупок мир природы и как он зависит от действий человека.
Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогают нам формировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети учатся анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное. Основной задачей наших занятий по экологическому воспитанию является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без раскрытия связей о взаимодействии человека и природы невозможно полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе мы стали показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плохо и т.д. природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываем детям о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.
Для исследовательской работы в нашей группе создана лаборатория «Юный эколог». «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывает ребенку через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая деятельность. Как показала практика, исследовательская работа вызывает огромный интерес у детей. В нашей лаборатории есть многое для удовлетворения детской любознательности. Самыми интересными предметами являются микроскоп, лупы, песочные часы. Для проведения опытов с водой, с воздухом, с почвой имеются различные колбочки, пробирки, трубочки, зеркала, термометры, вертушки. А также другие предметы и материалы (сыпучие и не растворяющиеся). В каждом опыте мы раскрываем причину наблюдаемого явления, подводим детей к суждениям, умозаключениям. Уточняем их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
«День, проведенный ребенком среди рощ и полей. Заменяет много недель на учебной скамье», — писал К.Ушинский. экскурсия – важнейшая форма экологического воспитания детей дошкольного возраста. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Они видят красоту окружающей природы, что вызывает глубокие переживания. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
Наши дети проявляют большой интерес к ознакомлению с родным Башкортостаном. Разнообразна и богата природа Башкортостана: горы и степи, много рек и озер. Это край самых разнообразных лесов, которые таят в себе много вопросов. Башкортостан богат не только природными ресурсами. В нем много скверов и парков, памятников и музеев. Знакомя детей с красотой Башкортостана, мы часто посещаем с детьми Ботанический сад, Лимонарий, «Музей леса», «Центр экологии» и т.д.
Экскурсии в лес, в парк, на поляну привлекают внимание детей. На экскурсии у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания. Неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к родному Башкортостану.
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми. Экологическая тропинка позволяет воспитывать ребенка через природу, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их родителями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природоиспользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает. Рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульпторы объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – проявляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь ее и сохранять.
Очень заинтересовали детей народные приметы. Мы объясняли детям, что народ издавна замечал. Что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Сколько было радости. Когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями. Мы в свое работе уделили огромное внимание ознакомлению детей с сезонными явлениями природы и ведение календарей погоды. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под нашим контролем. В нем мы отмечаем состояние погоды, явления. Для детей дошкольного возраста это очень важно потому, что причинно-следственные связи они познают на уровне наглядно-образного мышления. Ведение календарей развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.
Особое значение для экологического воспитания детей дошкольного возраста имеют календари-ширмы. В них мы фиксируем объекты, за которыми наблюдаем в течении года. Например, за рябиной, мы с детьми наблюдали в течении целого года и видели что изменялось, что оставалось неизменным и делали зарисовки. Наблюдение за рябиной состоит из 9-ти этапов наблюдений: состояние рябины зимой, появление почек, появление первых листочков, цветение, появление ягод, покраснение ягод, первые пожелтевшие листья, оголение дерева. В этом случае ведение такого календаря позволяет наглядно увидеть и обобщить этапы роста и развития растения.
Так постепенно в процессе работы, мы стараемся воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваем детскую пытливость. Любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы. Многие дети не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.
А главное – земля стала ближе
Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Добрый поступок».
Воспитатель: Ребята, хотите сегодня отправится в поход?
Дети: Да.
В.: А что мы возьмем с собой в поход?
Д.: Рюкзак, еду, воду, нож, спички, ложки, палатку и т.д.
В.: Но прежде, чем отправится в поход, давайте вспомним правила поведения на природе.
(дети рассказывают правила и показывают значки)
Лесные правила:
Если в лес пришли гулять. Свежим воздухом дышать; Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь. Испугаются зверушки. Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломать. Никогда не забывать: Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать. Бабочки пускай летают. Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, Ведь они нам не враги.
(Из-за домика выходит бабушка и плачет)
В.: Бабушка, что случилось? Почему ты плачешь?
Б.: Как же мне не плакать. Дед попросил испечь колобок. Я по сусекам помела, по амбару поскребла. Набрала муки, замесила тесто, слепила колобок, поставила в печь. Он испекся, я его на окошко поставила студить. А он куда-то делся.
В.: Ребята, что нам делать? Отправляться в поход или помочь бабушке найти колобка?
Д.: Найти колобка!
В.: Правильно, ребята. В поход мы еще сходим, а вот помочь мы должны сейчас. Давайте расспросим бабушку, может она что-то забыла нам рассказать.
Дети задают вопросы:
- Бабушка, ты точно положила колобок на окно студиться, а не на стол?
- А он был пропеченный?
- А какой он был формы, круглый? Значит он мог укатиться.
- А, ты, бабушка, завернула его в платок или полотенце?
- Бабушка, а на тарелке ничего не осталось. Когда колобок исчез?
Б.: Ой, я совсем забыла. Там какой-то листок бумаги лежал.
Воспитатель читает: «Отгадайте загадки и прочитайте слово по первым буквам отгадок».
Загадки:
1. Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол)
2. У двух матерей По пять сыновей. (Пальцы) 3. Сам алый, сладкий, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
4. Летит – молчит, Лежит – молчит, Когда умрет, Тогда заревет. (Снег)
5. Весь мир одевает Сама нагишом. (Игла)
6. Я по небу летаю. Бываю грозовою, Бываю снеговою. Иногда плачу. (Туча)
7. Зимой и летом Одним цветом. (Ель)
(По первым буквам отгадки составляют слово «СПАСИТЕ»)
В.: Смотрите, ребята. Здесь еще один листок. Что это значит? Как нам разобраться?
(На листе схема березы)
«Расскажите все, что знаете об этом дереве».
В.: Давайте сначала найдем листок от березы
- «Найди листок»
- Загадка: «Не заботясь о погоде в сарафане белом ходит».
- кора на березе называется береста. Черные штрихи на ней от нечистого воздуха. Чем чище воздух. Тем белее ствол березы.
- Береза зацветает до появления листьев.
- Это единственное дерево с белым стволом.
- Береза знаменита березовым соком. Он очень полезен и богат витаминами.
- Иногда березы «плачут», когда у них берет сок. Их ранки надо замазывать землей или глиной.
- Из древесины березы изготавливают мебель, а из бересты деготь и краску.
- Летом у березы ствол прохладный.
- Из березовых почек делают лекарство.
- Из березовых веток делают веники.
(Дети читают стихотворение С.Есенина «Белая береза»)
В.: Ребята, а как называется лес, в котором растут одни березы?
Д.: Березняк.
В.: Смотрите, ребята, кто-то в березняке подковку потерял. Давайте с ней поиграем.
(Игра «Подковка»)
В.: Ребята, мы совсем забыли. Нам колобка нужно выручать из беды. Смотрите, здесь конверт какой-то лежит. Давайте его откроем.
(Воспитатель открывает конверт, читает: «Расскажите обо мне. Какая я.» и достает картинку лисы)
Дети рассказывают о лисе все, что они знают и в каких сказках она встречается.
Воспитатель читает: «Если не разберете слово «ЛИСА», я съем колобка»
В.: Ребята, давайте разберем слово «ЛИСА»
Какой первый звук в этом слове? (Л)
…………………… второй звук? (И)
…………………… третий звук? (С)
………………. четвертый звук? (А)
Дети звуки обозначают фишками.
- Сколько гласных звуков? Какие?
- Сколько согласных? Какие?
- Давайте поменяем фишки на буквы. Прочитаем слово «ЛИСА»
- Поставим ударение.
- Сколько слогов в этом слове?
- Давайте придумаем предложение со словом «ЛИСА».
- Дети говорят варианты предложений, одно из предложений выкладывается на доске.
- Сколько слов в этом предложении?
- Какое первое, второе, третье…
- Как пишется предложение?
В.: Вот мы все разобрали, а что же дальше нам делать? А давайте, ребята, сделаем лисе подружек. Лисе не будет одиноко и она не станет красть колобка.
Дети делают «лису» методом «оригами» и дарят лисе. Лиса возвращает колобка бабушке.
В.: Дети, давайте расскажем лисе пословицы о добре.
(Дети рассказывают пословицы).
Б.: Спасибо вам, ребята за колобка. А за то что выручили вы его. вот вам мое угощение.
Литература
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.: «Детство – Пресс», 2003г.
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. — Волгоград: ТТД «Учитель», 2007
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 2000г.
- Журнал «Дошкольное воспитание». – 1999. -№3; 2000. — №2, №4, №6; 2001. — №7.
- Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». — 2008. – № 2, №5, 2009. — №6, № 10.
- Журнал «Начальная школа». – 1998. -№3.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром). – М.: мозаика – Синтез, 2006г.
- Иванова Т.В. Экология нестандартные занятия (старшая группа). – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005г.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. — М.: творческий центр Сфера, 2004г.
- Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. — М.: Просвещение, 1983г.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы). — М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Кондратьева Н.Н. «Мы» — Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство – пресс», 2000г.
- Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. Уфа: «Китап», 1995г.
- Николаева С.Н. Юный эколог. — М.: Мозаика – Синтез, 1999г.
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой (старший дошкольный возраст). – М.: педагогическое общество России, 2005г.
- Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». – М.: Просвещение, 2001г.
- Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии (старший дошкольный возраст). – М.: Педагогическое общество России, 2007г.
- Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. — М,: АРКТИ, 2003г.
- Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «мое дерево». — М.: «Карапуз – дидактика», ТЦ Сфера, 2006г.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. — М.: Просвещение, 2003г.
Воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова Клавдия Аркадьевна Детский сад №296 г.Уфа, Республика Башкортостан
|