Пришедший в этот мир ребенок не является добрым или злым. Нравственные чувства маленький человек будет приобретать постепенно, усваивая принятые в данном обществе нормы и правила поведения.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. Для современного общества характерна потеря ценностных ориентиров, оторванность от культуры. Это постепенно может поставить наше общество перед угрозой моральной деградации.
Утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экологическое воспитание дошкольников – непрерывный процесс развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. На современном этапе основными направлениями в определении содержания воспитания должны стать такие ценности, как: сопереживание, добро, гуманизм, справедливость.
Обратившись к трудам великих педагогов и философов прошлого, мы можем найти высказывания об огромном влиянии природы на формирование нравственных чувств человека.
Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидактика» выразил мысль о том, что природа развивается по определенным законам, а человек, являющейся частью природы, тоже подчиняется тем же законам природы.
Ж.-Ж. Руссо предлагал воспитывать подрастающее поколение вдали от цивилизации на «лоне природы». Такое воспитание должно проходить сообразно с природой. Г. Песталоцци подчеркивал, что необходимо развивать природные силы ребенка гармонично и разносторонне. Естественное развитие не должно подавляться, а лишь направляться по правильному пути. Основным принципом воспитания должно стать согласие человека с природой.
Против бездушного и потребительского отношения к природе выступали русские просветители, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Они пропагандировали введение знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которое будет определять поведение ребенка в природе. К.Д. Ушинский отмечал, что логика природы есть самое доступное и самое нужное для детей. А изучение существующих в природе связей служит необходимым условием для формирования экологической культуры подрастающих поколений, необходимым условием становления ответственного отношения к природе.
В.А. Сухомлинский придавал огромное значение влиянию природы на развитие и формирование личности ребенка. При этом педагог подчеркивал, что сама природа не воспитывает, а воспитывает активное воздействие с ней.
Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания. Следовательно, экологическое воспитание – единство экологического сознания и поведения, гармоничное с окружающей природой. Экологическое сознание формируется из экологических знаний и убеждений. Необходимо создание нового отношения человека к природе, и это не столько техническая или социально-экономическая задача, сколько нравственная. Поэтому необходимо воспитание экологической культуры, формирование нового отношения к природе, где будет прослеживаться тесная связь человека с природой. Известные ученые (А. Пиччеи, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс) полагают, что причины экологического кризиса находятся в самом человеке – в проблеме отсутствия или слабого развития его нравственности. Кризис духовный опаснее, чем кризис в сфере экономики, ибо причиной этого является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности. Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей природе, которое строится на базе экологического сознания, где необходимо соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активизация деятельности, направленной на изучение природы и ее охрану.
Отсюда вытекают и задачи экологического воспитания: образовательные – формирование экологических знаний; воспитательные – формирование экологически целесообразных мотивов, привычек, потребностей; развивающие – развитие системы интеллектуальных знаний. Предполагается и развитие эмоционального отношения к природе, активной практической деятельности, нравственное развитие (ответственности, настойчивости, воли).
Современные ученые отмечают, что экологическое образование носит все больше ознакомительный характер. Методика ориентирована больше на формальное заучивание. В области дошкольного образования ведется поиск наилучших технологий и стратегий, рассматриваются самые разнообразные подходы. Предлагается «экологизировать» весь учебный процесс. В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо отмечают, что необходима экологизация всех сфер общественной жизни. Нужно «наполнить» научные знания гуманистическим содержанием. Основной путь – психологическое развитие личности. По мнению Л.И. Божович развитая личность сможет управлять своей деятельностью и поведением, видеть себя как единое целое, со своими собственными взглядами, моральными требованиями, человеком, который станет устойчивым и будет независим от ситуативных воздействий окружающей среды.
Как же экологическое образование должно «воздействовать» на ребенка? В трудах ученых А.В. Запорожца, Л.И. Божович, Б.Т. Лихачева, Д.Б. Эльконина, Л.П. Печко, А.Н. Захлебного прослеживается тесная связь между экологическим и нравственным развитием дошкольников. Ученые полагают, что больше внимания должно отдавать тем видам учебной деятельности, которые прививают детям экологическую культуру. Что под этим понимается? Прежде всего, это культура по освоению опыта всего человечества в отношении к природе, успех которой связан с развитием нравственных черт личности; о культуре духовного общения с природой, культуре, развивающей эстетические эмоции; о культуре труда, появляющейся при выполнении конкретных дел.
Доктор педагогических наук В.А. Зебзеева отмечает, что у дошкольника нет нужного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности. Достигается этот уровень значительно позже. Слабо развит практический и «поступочный» компоненты. Следовательно, нужна организация такой деятельности, в процессе которой личность может освоить соответствующие технологии взаимодействия с природой.
Ориентировка на гуманизацию современного экологического образования требует и иных подходов работы с дошкольниками. Вот здесь, то и выступает на первый план развитие морально-ценностной сферы ребенка. Академик Б.Т. Лихачев отмечал: «Экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного» [5].
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии, в этом возрасте происходит закладка основы интеграции целостной личности. Ребенок активно выделяет себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, начинают формироваться основы нравственной позиции личности, которые ярко проявляются во взаимодействии дошкольника с природой. Поэтому здесь возможно формирование у детей не только системы экологических знаний, норм и правил правильного поведения в природе, но воспитание сопереживания к ней, активное решение посильных экологических проблем. Объем накопления знаний о природе не должен являться самоцелью. Они будут необходимы для выработки действенного и эмоционально-нравственного отношения к миру природы. Новые экологические знания повлияют на весь образ действий ребенка, если будет охвачена не только рациональная сфера, и эмоциональная.
Дошкольное учреждение является начальным звеном непрерывного экологического образования. В большинстве случаев методы нравственного воспитания, применяемые в современных дошкольных учреждениях, направлены на формирование у дошкольников моральных представлений, суждений, оценок. Вполне возможно, что они в дальнейшем станут фундаментом морального поведения. Но существует и другое мнение: нет соответствия между знанием моральных норм и их выполнением. Следует полагать, что определенная линия нравственного воспитания окажет положительное влияние на становление личности. Но настоящая нравственность развивается в дошкольном возрасте не через усвоение моральных норм, самооценку и самосознание, а «посредством воспитания особого видения другого и отношения к нему» [10]. Своими исследованиями психологи установили: любому действию человека должны предшествовать готовность и способность действовать. Сознание формируется в процессе деятельности. А.Н. Леонтьев говорил о необходимости формирования готовности к правильному взаимодействию с окружающей природой, отмечал эмоциональную сторону – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения. Для детей – дошкольников актуальны эмоциональные переживания, процесс общения с природой, экологическая активность. Поэтому педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие чувства общности с природой, сопричастности с ней.
В работе по экологическому воспитанию детей, педагогами используются в комплексе самые разнообразные формы и методы. Эффективность решения поставленных задач зависит от вариативного и многократного их использования.
Уже стали традиционными такие формы работы как: наблюдения, прогулки, НОД, проведение опытов, экскурсии, игровые обучающие ситуации, чтение художественной литературы на экологическую тему. Кроме того, воспитатели ДОУ приобщают дошкольников к экологическому образованию и воспитанию посредством игровых педагогических технологий, опирающихся на социально-творческую деятельность и нормы нравственности, принятые в человеческом обществе, используют проекты, природоохранных акции.
Но мы полагаем, что одним из важных направлений работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств является участие в работе экологического театра.
Экологический театр, благодаря своему мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка, может раскрыть сложные вопросы по охране окружающей среды.
Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. В игре формируются многие жизненные навыки. Такую игру, как театр, многие дети и взрослые могут с удовольствием разделить совместно. Это не просто развлечение, а способ познакомиться с жизнью братьев наших меньших, проблемами их выживания в естественных условиях, экологической обстановкой целого города.
Следует отметить, что экологически ориентированная театральная деятельность позволяет детям действовать в ролевом плане, почувствовать себя в образе разных живых существ и людей, которые за них в ответе. Это лучший способ воспитания нравственности, как у актеров, так и у зрителей. Театральная постановка позволяет дошкольникам легче вникнуть с суть информации и глубже понять и запомнить ее, спектакли легко воспринимаются зрителями любого возраста.
Для неосознанных движений души силою инстинкта и воображения ребенок создает ту обстановку и положение, которые не дает ему жизнь. Обратив внимание зрителей на какую-либо злободневную экологическую проблему, спектакли вселяют надежду, не оставив чувства безысходности, призывают присоединиться к движению «зеленых» и действовать.
Во время работы над ролью дети пытаются анализировать действия своего героя, это развивает логику, формируется умение высказывать свою мысль, глубже понять окружающий мир, уважительное отношение друг к другу, преодоление трудностей общения и неуверенность в себе (социализация), красиво говорить (речевое развитие). Вместе с режиссером спектакля детям приходится анализировать моральные нормы поведения персонажей. Изготовляя декорации для спектакля необходимо проявить аккуратность, бережливость и терпение.
Планируя постановку, рассматривать нужно определенную тему и проблему (например, «Растения»). Не просто порой бывает свести проблему исчезновения семейства растений к очень узкому и понятному всем вопросу. Герои-персонажи спектакля должны найти решение предлагаемым в спектакле обстоятельствам.
Вполне можно говорить и о коррекционных возможностях театра. Ведь именно театрализованная деятельность дает возможность решать педагогические задачи. Внутренний комфорт детей, неавтаритарное общение со взрослыми, раскованность – все это привлекает, способствует тому, что ребенок может стать творческой личностью, способной воспринимать все
новое
Разыгрывая роль отрицательного персонажа, ребенок некоторые отрицательные черты может заметить и в себе и постараться преодолеть их, положительные черты – укрепить в своем характере. Такое педагогическое влияние на душу ребенка происходит в процессе игры, без назиданий и принуждения.
Сценарий не должен превышать 15-20 минут и быть загружен большим количеством участников. Пяти — шести человек, имеющих роль главных героев вполне достаточно. Работа над спектаклем длится довольно долго и начинается с составления календарно – тематического плана работы кружка
и подбора литературного материала.
Выбирается или готовый сценарий, или литературная сказка, которые должны отвечать следующим требованиям:
- быть высокохудожественными произведениями;
- быть проникнутыми любовью к природе;
- динамичными по сюжету.
Цель экологического театра можно сформулировать так: формирование активной жизненной позиции, экологического мировоззрения у дошкольников, развитие чувства коллективизма, формирование опыта нравственного поведения, ответственности.
Известно, что экологический театр выступает как средство интеграции методов, форм организации, содержания, условий и различных видов экологически ориентированной деятельности дошкольников. В экологическом театре на практике реализуются пути приобщения развивающейся личности как культуре материальной, так и ценностно-смысловой, духовно-нравственной.
Отсюда вытекают и задачи экологического театра:
Обучающие:
- углубление имеющихся представлений детей в области экологии;
- формирование знаний о существующих экологических проблемах;
- усвоение новых знаний о правильном природопользовании через игру.
Воспитывающие:
- привитие любви к природе родного края;
- воспитание экологической культуры.
Развивающие:
- развитие положительных качеств характера;
- -развитие сферы чувств, сочувствия, сопереживания;
- развитие творческой личности, индивидуальных задатков и способностей;
- формирование навыков общения со сверстниками.
Детский экологический театр является более эффективной формой нравственного воспитания, чем лекции, беседы, которые порой вызывают лишь чувство тоски.
Участие в театральной постановке формирует умение детей импровизировать и находить верное решение из создавшейся проблемной ситуации. А нынешнему обществу необходим человек новой формации, который бы решительно смог войти в современную ситуацию, овладеть проблемой, смог бы путем проб и ошибок найти верное решение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464с.
- Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. – Ростов – на- Дону.: Феникс, 1996. – 480с.
- Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе. – М.: Знание, 1986,
- Зебзеева В.А. Воспитать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» // Дошкольное воспитание, 2007. — №7, — С. 75-78.
- Зебзеева В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. -№7. – С.45-49
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – 656с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. т. 1. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
- Лихачев Д.С. Экология культуры // Москва, 1979. №3. – С.173 – 179
55
10. Макаренко А.С. Цель воспитания. – М.: Педагогика, 1984. – 380с.
11. Печко Л.П. Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1984.
12. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, правила, принципы и гипотезы. М..: 1994. – 350с.
13. Сухомлинский В.А. Собрание сочинений. Учебное пособие. –М.: Логос, 1999. – 400с.
14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. –М.: 1968. – 187с.
|