Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.

Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.

Замуруева Лариса Викторовна cтарший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 п. Верховье»

Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова

Театральное творчество является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие запоминающиеся впечатления, а театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, помогает развить интересы и их способности; способствует проявлению любознательности, стремлению к познанию нового.

 

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре

Многочисленные исследования (Д. В. Менджерицкой, В.Г. Ширяевой, Н.А. Ветлугиной, Н.С. Капрпинской и др.) доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Безусловно, в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. РППС должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

При проектировании РППС, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • Особенности его эмоционально-личностного развития;
  • Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • Возрастные и полоролевые особенности;

Для организации театрализованной деятельности детей в группе необходимо оборудовать театральную зону и оснастить её необходимым оборудованием: наборы кукол, ширма для кукольного театра, маски, костюмы, разнообразные виды театров: пальчиковый, теневой, театр мягких игрушек, настольный и многое другое.

Оформив уголок театрализованной деятельности, мы можем постепенно перейти к занятиям, которые включают в себя:

  • Последовательное знакомство детей с различными видами театра;
  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Разыгрывание разнообразных сказок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Театрализованную деятельность организуют в совместной деятельности в утренние и вечерние часы. Работу с детьми проводят небольшими подгруппами, чем обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку. Огромную роль играет речь воспитателя. Дети вначале являются зрителями, а речь воспитателя служить образцом для подражания! Необходимо всегда эмоционально и выразительно передавать детям содержание сказки, с помощью мимики и жестов стараться выразить характер сказочного персонажа. Дети внимательно наблюдают, действуют за персонажей, имитируют ролевые движения.

Необходимо помнить, что основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Сразу приступить к постановке кукольных спектаклей с включением детей нецелесообразно, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем. Вначале лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте от детей его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправляйте ребенка и не задерживаясь, играйте дальше.

Постепенно творческая активность детей возрастает. Им становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Детям очень нравится имитировать ролевые движения персонажей. Наблюдая друг за другом, стараются все лучше и лучше исполнять свою роль.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Этому учатся дети на музыкальных и физкультурных занятиях, а так же в свободной деятельности. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Предоставляя детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений, следует учитывать, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Такая организация способствует развитию уверенности ребенка в себе. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • Выбор детьми ролей по желанию
  • Назначение на главные роли самых робких и застенчивых детей
  • Распределение ролей по карточкам
  • Проигрывание ролей по парам

Также необходимо стараться, чтобы каждый ребенок исполнял как отрицательные роли, так и положительные. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных персонажей и не хотят играть злых. В таких случаях детям объясняют, что артисты должны уметь играть все роли.

Хочется отметить, что именно через проигрывание сказок дети наиболее полно выражают себя, открывают свой внутренний мир. Они также выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления.

Таким образом, театрализованная деятельность — один из самых эффективных способов воздействия на всестороннее развитие ребенка. В процессе театрализованных игр:

  • Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, воображение;
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, выразительность речи;
  • Совершенствуется моторика, плавность, координация движений;
  • Стимулируется творческая активность, самостоятельность.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Просмотров: 551
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Зайцева Надежда Сергеевна. Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через включение их в театрализованную деятельность»
  • Хохлова Наталья Анатольевна. Педагогическая идея «Использование сказочных персонажей и театрализованной деятельности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Трусова Снежана Владимировна Тюленева Наталья Владимировна. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
  • Мария Викторовна Замятина. Развитие речи детей, через театрализованную деятельность.
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Макарова Елена Васильевна. Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по приобщению ребенка к книжной культуре
  • Сазыкина Светлана Николаевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Терещенко Наталья Николаевна. Творческая работа «Театрализованная деятельность в детском саду детей старшего дошкольного возраста»
  • Мартынова Инесса Георгиевна. Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность
  • Овчинникова Анна Сергеевна. Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Малова Виктория Вячеславовна. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  • Широкова Наталья Александровна, Суворова Ирина Сергеевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как способ самовыражения посредством искусства
  • Яковлева Светлана Александровна. Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь