Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по приобщению ребенка к книжной культуре
Макарова Елена Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида» города Оленегорска
Детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества.
Скачать: Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по приобщению ребенка к книжной культуре (полный конспект)
Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.
В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство развития личности растущего человека. Вместе с тем последние исследования чтения детей свидетельствуют о его глубоком кризисе, выход из которого немыслим без решения проблем раннего приобщения ребенка к книге, чтению.
Приобщение ребенка к книжной культуре происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста.
Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми. В «круг детского чтения» входят фольклор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы), творчество самих детей.
Публикация произведений юных авторов теперь становится нормой, которая свидетельствует о подвижности понятия «круг детского чтения».
Исходными принципами при формировании круга чтения дошкольников являются: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные. Книги для дошкольников должны быть доступны их восприятию, эстетичны, разнообразны по жанрам. Место детской литературы в культуре детства определяется традиционным приоритетом слова в современной цивилизации.
В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:
- доступности
- наглядности
- занимательности
- динамичности сюжета
- воспитательной ценности произведения.
В круг детского чтения должны входить все виды литературы:
- проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература
- фольклорные жанры- народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки
- авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести
- научно-популярные жанры (энциклопедии)
- произведения литературы народов мира.
Правильно сформированный «круг детского чтения» предполагает учет половых (гендерных) различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, должен учитывать, что девочкам не нужно забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении (В. Одоевский «Рукодельная песенка»; Б. Поттер «Ухти-тухти»; Е. Благинина «Вот какая мама» и др.). Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и т.д. (Б. Житков «На воде», «Помощь идет»; «Арий камень», и другие произведения моряка и писателя С.Сахарнова; Н. Сурьянинова «Чудеса из железа»: произведение о кузнечного дела мастерах и др.). Социологические исследования показывают, что сейчас девочки читают больше, чем мальчики. Об этом также не следует забывать, давая рекомендации родителям о том, что выбирать для чтения детям.
Создание «круга детского чтения» предполагает руководство детским чтением. По этому поводу существуют полярные мнения. Одни считают, что руководство детским чтением лишает ребенка права свободного выбора книг для собственного чтения. Другие говорят о необходимости квалифицированной помощи ребенку. Для дошкольного детства эта проблема не стоит, так как дошкольник не обладает всеми необходимыми возможностями, чтобы решать ее самостоятельно.
Образовательная программа, которая реализуется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.
В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:
- народные сказки
- произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто
- юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского
- сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд, Братьев Гримм.
Не прочитанные вовремя, они не станут основой культурного развития личности ребенка.
На сегодняшний день система дошкольного образования для многих детей является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы для будущих социальных достижений, формируются важные черты личности, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Задачами популяризации чтения, которые может реализовывать воспитатель ДОО, являются:
- Содействие формированию благоприятной для продвижения детского чтения информационной среды и условий доступности детям полезной для жизни и социально необходимой литературы;
- Продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий);
- Формирование у родителей воспитанников представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;
- Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением.
Ребенок-дошкольник это слушающий читатель. Живо и эмоционально слушает стихи, труднее прозу. Ему свойственна наивность. Порой, не дослушав окончания произведения, может изменить его, к примеру — плохой конец, на хороший или просто просит не читать дальше.
Что нужно воспитать в ребенке, чтобы он стал читателем? В первую очередь это воспитание чувств, свободы духа, развитие фантазии, умения мыслить (Белинский В.Г.).
Для детей старшего дошкольного возраста воспитателями в детском саду организуются конкурсы «Мое любимое стихотворение», поэтический перекресток, который был посвящен поэтам-юбилярам, фестивали чтецов «Мой северный город мечты», «Минуты поэзии».
В продвижении чтения интересной находкой стала экспозиция «Любимые книги детства наших воспитателей», организованная в группе к Дню дошкольного работника. Придя в детский сад, дети и взрослые увидели рядом с представленной на выставке детской литературой фотопортреты воспитателей с книгами в руках. Представленные на выставке книги были нарасхват! Главная цель: повышение статуса книги и чтения в детской среде через авторитет воспитателя была достигнута.
К Дням славянской письменности и культуры была подготовлена и проведена тематическая встреча «Сказка мудростью богата». Эта встреча включала в себя книжную выставку «Книжная вселенная детства» и час познания «Умные книги» — о роли книги в жизни человека. Совместно с родителями был проведен День чтения: «Сказка на каждый вечер», «Мамины сказки», «Книги с которыми весело».
Большим успехом среди воспитанников пользуются конкурсы рукописной книги. Поддержать интерес дошкольников к чтению, передать любовь к книге всем, кто с ней соприкасается, главная задача конкурса. Положительным моментом конкурса является творческая самореализация участников. В международном конкурсе «Радужные страницы детства» приняли участие сразу три книги нашей группы: «Автобус под названьем «Родничок», «Сказка о волшебной снежинке», «Про Аленку». Авторы награждены поощрительным призом и грамотами. «Сказка о волшебной снежинке» стала участником всероссийского конкурса и напечатана в сборнике «Новогоднее творчество» педагогического клуба «Наука и творчество».
По стопам конкурса организовали свое издательство, где выпущено уже пять журналов со сходным названием «Радужные страницы детства».
В рамках мероприятий, посвященных 70-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, с воспитанниками создали свой видеожурнал «Мы помним, мы гордимся». При подготовке видеожурнала дети выступали в роли журналистов, собирая информацию по рубрикам: «Страницы нашей истории», «Животные помощники на войне», «Их имена в названьях наших улиц», «Память, опаленная войной».
В группе есть хорошо читающие дети. Как же было не использовать этот потенциал. Были проведены «Вечера чтений» художественных произведений о войне, таких как: Е.Воробьев «Тринадцатый лыжник», Н.Букин «Яшка-артиллерист», В.Даненбург «Чтоб всегда было солнце», С.Алексеев «Последний штурм» и т.д. Их заинтересованность увлекла не только родителей, но и старших братьев и сестер.
В группе стало традицией поздравлять детские книги с днем рождения. Была оформлена необычная выставка «Как на книжкины именины» со всеми атрибутами торжества — «тортом со свечами», подарками и главными его участниками — книгами-юбилярами. С юбилеем в 2014 году поздравляли: «Муху Цокотуху» К.И. Чуковского — 90 лет; «Снежную королеву» Х.К. Андерсена — 170 лет; сказки В.В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» — 90 лет; «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина — 180 лет. В 2015 году юбилей отметят: сказка Х.К. Андерсена «Дюймовочка» — 180 лет; «Бармалей», «Доктор Айболит» Чуковского К.И. — 90 лет; «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковского В.В. — 90 лет; «Вот какой рассеянный» Маршака С.Я. — 85 лет; «Дядя Степа – милиционер» Михалкова С.В. — 60 лет. Стихотворение «Зима» ( «Белый снег пушистый в воздухе кружится…») Сурикова И.З. отметит 135 лет; а «Посидим в тишине» Благининой Е.А. — 75 лет.
Интерес воспитанников вызвал литературный турнир «Знатоки книг», час отдыха с книгой «Нет книги чудесней». На литературном турнире ребята рассказали о роли книг в жизни человека. В ходе игры дошколят подводили к выводу, что книга — одно из значимых средств информации, а умение человека ориентироваться в информационном мире — неотъемлемая черта культурной личности.
Стали традиционными «Недели читателей», где детям и дети рассказывали о произведениях А.С. Пушкина, Н.Носова, С.Я. Маршака и т.д.
Провели литературное путешествие «Книгогонки» (чтение наизусть) по произведениям К.И. Чуковского.
Наряду с чтением в детском саду, содержание которого зависит от образовательной программы, выполняемой в дошкольном учреждении, существует домашнее, семейное чтение. Домашнее чтение – это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность детского чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя.
Семья отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий отца или матери. Читающие родители становятся образцом для подражания. В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка-читателя затруднено. Не способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу читательского развития ребенка со стороны отца и матери.
Основными задачами в организации семейного чтения являются: вовлечение семьи в атмосферу чтения, педагогическое просвещение родителей, особенно молодых, в области детской литературы и детского чтения.
Интерес родителей воспитанников вызвал проект «Моя личная библиотека», где родители, кто в стихах, кто с помощью фотогазеты рассказывали, какие книги читают детям. В заключение проекта была организована совместная выставка книг, которые были уже прочитаны детям. Их оказалось не мало.
Главными ресурсными центрами читательского развития детей дошкольного возраста выступают детские библиотеки. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство.
В нашей группе 2 раза в месяц организуются экскурсии в городскую детскую библиотеку «Здесь живут книги». Дети знакомятся с правилами пользования библиотекой и книгой. С ними проводятся игровые пятиминутки, дети с удовольствием отгадывали загадки и исполняли стихи. Регулярно для дошкольников в детской библиотеке проходят беседы-диалоги: «Что значит книга для меня», «Умные книги»; проводились часы информации: «Книга в жизнь открывает дверь», «Защитники земли русской», «Родное Заполярье», «Журнальная полянка»; были организованы тематические часы: «Книги-юбиляры», «Перья, клювы и хвосты», «Берегите книгу». Интересно и увлекательно прошел урок-игра «Живут в книгах чудеса», который провела библиотекарь центральной детской библиотеки Гаврилова О.Е., где дети интеллектуально соревновались в знании русских народных сказок, выполняли конкурсные задания по поиску книг на книжных полках, рисовали сюжеты из любимых произведений.
Установление взаимодействия библиотеки, детского сада и семей воспитанников играет большую роль в продвижении детского чтения, формировании личности ребенка как всесторонне развитой личности и как читателя.
Педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры — одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения, библиотеки и семьи при формировании личности маленького читателя. Детской библиотеке в этой системе отводится приоритетная роль как центра, организующего и координирующего совместную деятельность и оказывающего методическую помощь семье и дошкольным учреждениям в области читательского развития детей.
Таким образом, деятельность воспитателя детского сада по приобщению дошкольников к литературе способствует:
- продвижению детского чтения, вхождению ребенка в книжную культуру;
- осознанию родителями ценности семейного чтения, необходимости приобщения ребенка к книге и чтению;
- созданию домашней библиотеки с раннего возраста;
- просвещению родителей воспитанников в области детской литературы и методики приобщения к чтению,
а самое главное — помогает детям осознать, что чтение — это удовольствие, счастье познания и творчества.
Литература
- И.Ф. Сетин. История русской детской литературы. М., 1977 и послед. изд.
- Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебник / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. — 6-е испр. изд. — М.: Академия, 2009. — 576 с.
- Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения людей к чтению: учебное пособие / З. А. Гриценко. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
- Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников: учебник- Академия, 2012-352с.
|