Иванова Екатерина Анатольевна. Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии»

Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии»

ФИО: Иванова Екатерина Анатольевна

Должность: Воспитатель

Организация: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 398 «Ласточка» комбинированного вида».

Город: Новосибирск

На эту книгу в яркой обложке я наткнулась совершенно случайно в одном из магазинов нашего города. Из названия стало понятно что книга про игру и я ее купила. И не смогла оторваться, пока не дочитала до последней точки. Книга практически целиком состоит из наблюдений автора — Вирджинии в ходе работы с «проблемным» ребенком Дибсом, и записанных их диалогов. Книга очень умная, изящная, написанная человеком – большим специалистом именно в игровой терапии. Я понимаю, что некоторые из вас скажут — где терапевт, а где воспитатель детского сада. И будете неправы. Ведь на своей работе практически с утра до вечера я, да и мои коллеги наблюдем детскую Игру. Именно так с большой буквы, с уважением, и огромным интересом. И чем больше я за ней наблюдаю, тем больше появляется «белых пятен», вопросов на которые непросто найти ответ, если вообще это возможно сделать и этот ответ существует.

 

Первая глава в книге называется необычайно замечательно – «Некоторые дети — вот такие». Не какие-то конкретно, т.е. уже с готовым ярлычком на груди ( «отсталые, больные, избалованные»), а просто — вот такие. Так легко звучит и безумно сложно принять эту мысль и относиться так к людям не зависимо от того сколько им лет — 3 или 93, вообще ко всем.

Меня поразило то, с какой любовью и уважением, не подчеркнутой и выделенной, неподдельной автор описывает свою встречу с этим мальчиком: «…В этом ребенке было что-то, что привлекало их и пробуждало неподдельный интерес. Я ощущала воздействие его личности. Я видела, как они [воспитатели] сочувствуют этому ребенку. Для меня вдруг стала очевидной ограниченность наших возможностей при описании индивидуальности, которая не умещается в привычные и короткие фразы. Я оценила уважительное отношение к этому ребенку, которым была пронизана вся встреча…». Трудно научиться безоценочности по книге, но сделать первый шаг — можно. Что же такое безоценочное восприятие?

Это когда человек не анализирует и не сравнивает увиденное. Как у нас всегда происходит? Все то, что человек видит, он комментирует внутренним голосом: вижу вазу, красивая, мне бы такую, вот ребенок плачет, наверное обидел кто то и т.д. и.т. п.

Безоценочное восприятие – это когда человек просто воспринимает действительность. Главный плюс его в том, что действительность воспринимается максимально ярко и объемно. Конечно, жить из такого состояния постоянно не возможно, но я считаю, каждый раз, когда мы только приближаемся к взаимодействию с ребенком, мы должны о нем вспоминать. Именно это состояние «безоценочности другого человека» должно стать нашим своеобразным идеалом.

«…Возможно, это облегчит понимание того, что, даже не обладая достаточным количеством знаний для объяснения поступков других людей, мы можем принять, что каждый индивид имеет свой, внутренний мир, познаваемый только в его целостности и через уважение достоинства личности…Мы только знаем, что наши впечатления недолговечны и изменчивы. Поэтому мы ценим объективность, спокойствие, последовательность. Мы знаем, что исследование — это чарующая комбинация наших подозрений, размышлений, субъективных оценок, надежд и мечтаний, смешиваемая в точной пропорции с объективно собранными данными, в основе которых лежат математические науки. Одно без другого будет неполным. Но вместе они медленно, но верно продвигаются по дороге в поисках истины, стремясь отыскать ее, где бы она ни находилась…».

Этот маленький пациент Вирджинии произвел на меня огромное впечатление. Его неуемное желание познавать мир своим способом, родители воспринимали как «тупость», желание слушать и слышать, а не говорить как «агрессию», желание наблюдать за всем за «недоразвитость». Всегда именно взрослые своими постоянными «не справишься», «не нужно», «положи на место», «не трогай» — только мы ограничиваем развитие детей. Об этом нужно постоянно помнить и прежде чем, что-то запретить спросить, зачем ему это нужно. Ведь может эта книга – часть звездолета, а чашка – домик для хомяка, а ложка – весло. Особенно мне запомнилась фраза Дибса: «— Есть такое притворство, когда притворяешься правильно. А другое — это дурацкое кривляние, — он встал и подошел ко мне. Иногда их так смешивают, что трудно сказать, где какое».

В книге автор описывает принципы, которыми руководствуется терапевт во всех игровых сеансах. Но абсолютно все эти принципы, так или иначе, применимы в деятельности воспитателя.

Итак, он должен:

  • выстраивать ровные, теплые, дружеские отношения с ребенком
  • принимать ребенка таким, какой он есть
  • установить в отношениях атмосферу разрешенности, чтобы ребенок чувствовал свободу в полном выражении любых чувств
  • терапевт должен быть готов распознавать чувства, выражаемые ребенком
  • отражать чувств ребенка так, чтобы он мог достичь понимания в отношении своего поведения
  • терапевт глубоко уважает право и способность ребенка при предоставлении возможностей самому ребенку решать свои проблемы
  • терапевт не пытается направлять действия или диалог ребенка, ребенок задает направление, а терапевт следует за ним
  • терапевт не пытается подстегнуть терапию
  • терапевт накладывает только те ограничения, которые необходимы, чтобы ребенок осознавал реальность происходящего и свою часть ответственности за взаимоотношения.

В конце хочется сказать «обязательно прочтите эту книгу» вне зависимости от своей профессии и рода деятельности. В конце концов, мы все просто люди, и нужно не упустить шанс увеличить нашу «человечность».

Просмотров: 635
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Клок Антонина Александровна. Развлечение к Дню Матери «Только мама есть одна»
  • Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок
  • Коростелева Татьяна Ивановна. 'Ребенок и книга'
  • Сашкова Лариса Павловна. Познавательный вечер досуга для средней группы детского сада 'Вот когда большим я стану…'
  • Вероника Клюева. Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
  • Худякова Вера Анатольевна. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Иванова Ульяна Александровна. Конспект методического пособия: «Дидактические игры со счётными палочками и не только»
  • Бочарова Галина Ивановна. Педагогический проект «Правила, которые должен знать каждый »
  • Султанова Луиза Гаясовна Зиннюрова Лилия Исмагиловна. Консультация для родителей «Ребенок и книга».
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Селиванова Анна Леонидовна. Книга памяти 'Всем, кто дал нам жить свободно — посвящается…'
  • Назаренко Елена Васильевна. Опыт работы учителя-логопеда с ребенком с нарушением слуха и с ребенком с синдромом Дауна»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Сценарий ко дню матери для начальных классов. Воспитывать уважительное отношения к мамам и желание помочь им.
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Букарева Оксана Степановна. КОНСПЕКТ занятия по социальному развитию детей подготовительной группы детского сада. Тема: Какое у меня настроение?
  • Алексеенко Оксана Михайловна. Эссе «Неудобный ребенок! Пойми меня…»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь