Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Ерощенкова Инна Владимировна я воспитатель МБДОУ детского сада №39 г. Красноярск, Красноярского края.
В жизни человека этот материал входит очень рано. Годовалый малыш захватывает в кулачок бумагу, мнет ее, рвет и бросает. Ребенок постарше рассматривает книжки с картинками, рисует, играет бумажными игрушками, складывает мозаику. И к двум – трем годам накапливает солидный опыт «общения» с бумагой.
Обычно взрослые думают, что аппликация – это кропотливое занятие для умелых детей где – то на пороге школы. Такое заблуждение лишает малышей новых возможностей развития и радости творчества. А ведь они вполне могут рвать бумагу на кусочки, сминать в кусочки и составлять из них яркие интересные картины (солнышко, гусеницу, барашка). Ну а если вы вырежете какие-то красивые картинки, ребенок будет счастлив. Дайте ему готовые детали и научите наклеивать. Но и без вашей помощи он сумеет сделать оригинальные картинки в технике обрывной аппликации: роскошный хвост кометы или петушка, солнце. Разложите перед крохой кусочки цветной бумаги – большие и маленькие, многоцветные и однотонные – и покажите, что из них можно легко разорвать, например полоски. Предложите рассмотреть «заготовки» со всех сторон, поворачивая в разные стороны. Если ребенку трудно уловить сходство кусочка рваной бумаги с чем-то из реального мира, помогите ему: «Это похоже на тучку. Видишь, она плывет по небу. А во что превратится тучка, если мы посмотрим на нее с другой стороны? Как будто ежик идет, правда? Давайте приклеим ему на иголки яблочки и грибочки».
Бумагу с карандашом мамы дают ребенку довольно рано, но с ножницами, как правило, из соображений безопасности не торопятся, тем более что можно купить готовые наклейки – так удобно, быстро, чисто! Но дети все-таки рано или поздно находят ножницы и режут журналы, одежду, свою чёлочку…
Что же их так привлекает? Во-первых, ножницы — это настоящий взрослый инструмент, которым и пользоваться можно по-настоящему. Во – вторых, это огромное удовольствие: раз – два и появились фигурки, лоскутки, картинки. В – третьих, аппликация родня волшебству полна открытий и сюрпризов: сложи бумагу, чикнул, развернул – вот и неожиданные образы. В – четвертых, делая свои первые шаги в дизайне, ребенок вдруг осознает, что может сделать окружающий мир совершеннее. Детские ножницы с безопасными закругленными концами дают ребенку уже с 3-4 лет. Поначалу пусть вырезают из мягкой тонкой бумаги все что хочет. Пробуждайте образные ассоциации: «Ой, да у тебя юбочка получилась! А это на перышко похоже!» Постепенно усложняйте задания, обыгрывая их. Очень важно предоставить малышу возможность самостоятельно (но при вашем ненавязчивом участии) экспериментировать с бумагой – пусть он складывает, сминает, разрывает разные виды бумаги, делает всевозможные надрезы и срезы. Помогайте увидеть в образовавшихся формах нечто из реального мира – цветок, машину, луну…
Ребенок будет накапливать свой собственный опыт, а это так важно! Позвольте ребенку самостоятельно разобраться в том, что и как можно делать, что может получиться в результате его действий, какие – бывают способы вырезания и составления аппликаций. И то же время будьте рядом, чтобы вовремя прийти на помощь. Хочу вам подсказать полезные навыки, которые использую в своей работе с малышами.
Как любое техническое умение, резание нуждается в тренировке. Сначала попросите ребенка пощелкать ножницами в воздухе, рука ребенка приспособится к новому инструменту. Чтобы ему не было скучно, поиграйте: «щука плывет за карасем» (широко открывая лезвия ножниц), карасик уплывает от щуки (мелкие движения лезвиями). Когда ребенок почувствует себя увереннее, даю ему бумагу и прошу показать, как ножницы кусаются. Ребенок делает несколько надрезов и скорее всего, обрадуется тому, что у него получилось. Предупредите ребенка, что ножницы могут таить в себе опасность: их нельзя подносить к лицу, оставлять с открытыми лезвиями, бросать, где попало. Осваивать ножницы ребенок должен постепенно. Сначала даю ребенку полоску бумаги шириной 3-5 см и показываю, как с помощью ножниц получается бахрома ( «ТРАВКА»). Усложняю технику, прошу его перерезать полоску до конца: выйдут билетики или кирпичики, кубики. Обучая ребенка вырезать геометрические формы, использую наглядный образ: крышу, парус, лодку, яблоко, огурец. Сначала учу вырезать треугольники (квадрат или прямоугольник перерезая по диагонали, трапеции у прямоугольника срезаю уголки, потом круги и овалы у квадрата и прямоугольника последовательно закругляю уголки). Постепенно усложняю и ввожу в работу с детьми: ленточную, накладную, силуэтную, модульную, обрывную аппликацию. Ребенок усваивает постепенно и без затруднения овладевает умением вырезать, клеить и делать композицию от простой к сложной.
|