Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)


Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)


Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) представляют собой большую группу заболеваний, характеризующихся поражением преимущественно дыхательной системы и общими расстройствами. Проявление этих заболеваний однотипно: повышается температура, появляются кашель и насморк. Это самые частые заболевания, ими болеют и дети, и взрослые, иногда несколько раз в год. Возбудителями ОРВИ являются многие вирусы, нестойкие в окружающей среде: вирусы гриппа А, В, парагриппа, риновирусы, аденовирусы, респираторно-сиицитиальные вирусы и др. Эти вирусы имеют сложную структуру и множество разновидностей, отличаются большой изменчивостью, с чем связана трудность выработки невосприимчивости — иммунитета при ОРВИ. Знать о гриппе и ОРВИ полезно каждой матери.

Заболеваемость ОРВИ постоянно высокая, в зимнее время дети болеют чаще. Почти ежегодно отмечается подъем заболеваемости гриппом, который называют эпидемией.

Настоящие эпидемии возникают периодически через 3-4 года, когда появляется такая разновидность возбудителя, против которой большинство людей не имеет иммунитета.

Для подавляющего большинства больных опасность для жизни представляют лишь тяжелые формы заболевания и осложнения, легко возникающие у детей (пневмонии). Самым тяжелым среди всех ОРВИ является грипп. ОРВИ и грипп закапчиваются выздоровлением.

Заражаются дети от больных, которые выделяют вирусы в течение всей болезни (7-10 дней) и вирусоносителей.

Передаются ОРВИ воздушно-капельным путем: капельки мокроты, содержащие вирусы, при чихании и кашле больного заражают окружающий воздух, а также предметы и вещи. Заражению способствуют близкое общение с больным, плохое проветривание помещения, нарушения санитарно-гигиенических норм.

Восприимчивость к ОРВИ и гриппу высокая у детей всех возрастов, включая новорожденных. Особенно часто болеют дети в яслях, детских садах, школах. Частые повторные заболевания возникают из-за того, что иммунитет после перенесенного ОРВИ вырабатывается только против одного вируса, то есть соответствует каждому возбудителю. Заражение другим типом вируса приводит к новому заболеванию, даже если ребенок еще не поправился от предыдущего.

Заболевание начинается внезапно: значительно нарушается общее состояние, повышается температура тела, ребенок жалуется на головную боль, нередко болят мышцы ног, рук, туловища, иногда бывают рвота, бред и судороги. Эти симптомы интоксикации наиболее сильно выражены при гриппе. Вирус гриппа сильно действует на нервную систему. Вскоре появляются чихание или заложенность носа, насморк, кашель. При некоторых ОРВИ поражаются и глаза, возникают слезотечение, конъюнктивит. Кашель появляется, как правило, с первых дней болезни. По характеру кашля можно судить о том, на каком участке дыхательной системы произошли наиболее значительные нарушения. Для гриппа характерен трахеит, кашель при этом сухой громкий, иногда болезненный (за грудиной). При поражении гортани кашель грубый, лающий, изменяется голос, он становится осипшим, хриплым, а иногда почти совсем исчезает. Такие больные требуют очень серьезного внимания, особенно при появлении одышки — шумного дыхания с затрудненным вдохом, так как поражение гортани может привести к сужению дыхательных путей (стенозу) — крупу. В таких случаях следует срочно вызвать врача или положить ребенка в больницу.

Среди наиболее серьезных осложнений ОРВИ следует отметить обструктив-ный бронхит, возникающий из-за сужения мелких бронхов, воспаление легких — пневмонию, отит, воспаление придаточных пазух носа — синусит, ангину и др. Эти осложнения часто вызываются наслоением микробной инфекции и требуют более активного лечения и назначения антибактериальных препаратов. Осложнения при ОРВИ могут проявиться как в самом начале болезни, так и через несколько дней. При этом часто поднимается температура тела, ухудшается самочувствие. В таких случаях необходимо повторно вызвать врача, чтобы уточнить диагноз и оценить эффективность проводимого лечения.

Диагностика ОРВИ и гриппа

Постановка диагноза ОРВИ и гриппа не вызывает, как правило, больших затруднений, однако и в этих случаях не следует рисковать и оставлять ребенка без медицинского наблюдения. Помимо ОРВИ существует огромное количество заболеваний, которые имеют аналогичные или очень похожие проявления. В стационаре возможно проведение современной вирусологической лабораторной диагностики, позволяющей установить, каким именно вирусом вызвано данное заболевание. В простом анализе крови также выявляются характерные для ОРВИ изменения.

Изучение причин так называемых простудных заболеваний дыхательной системы приводит к выводу, что возбудителями сходных по признакам болезней с кашлем, насморком на фоне подъема температуры и недомогания могут быть не только вирусы, но и многие микробы, простейшие, способные обитать в полости рта и носа, не вызывая заболеваний. Это стрептококки. Среди них можно назвать таких болезнетворных микробов, как гемолитический стрептококк, стафилококк, пневмококк, микоплазма, хламидия и др. Все они также могут вызывать воспаление дыхательных путей, очень сходное с ОРВИ, но эти же микробы способны приводить к опасному для жизни воспалению легких, мозговых оболочек, сосудов, почек и пр. Именно поэтому при обнаружении при лабораторных исследованиях этих микроорганизмов, особенно гемолитического стрептококка, необходимо проводить специальное лечение, чтобы очистить (санировать) организм ребенка от болезнетворных микробов.

Порой даже врачу бывает трудно понять, какой микроорганизм вызвал воспаление верхних дыхательных путей. Разобраться в этом поможет анализ крови, в котором обнаруживаются изменения, характерные для вирусной или бактериальной инфекции.

В больнице делаются бактериологические исследования — посевы слизи из носоглотки, выявляется возбудитель заболевания и определяется, какие антибиотики наиболее эффективны в отношении выявленного микроба.

Если ОРЗ следуют одно за другим, не давая ребенку передохнуть, или заболевания тянутся очень долго, инфекция может принимать хроническое течение и локализоваться в миндалинах, аденоидах, придаточных пазухах носа и пр.

Обычно ОРВИ и ОРЗ поражают только дыхательные пути, но среди респираторных вирусов есть и такие, которые вызывают воспаление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, проявляющиеся рвотой, болями в животе, жидким стулом. Это рео-вирусы, рота-вирусы, аденовирусы.

Лечение ОРВИ и гриппа

Лечение больных чаще проводится в домашних условиях под контролем врача. Имеется много разнообразных так называемых домашних средств для лечения гриппа и ОРВИ, которые рекомендуются и широко используются официальной медициной.

Режим при ОРВИ и гриппе постельный на весь период повышенной температуры и недомогания или домашний, если ребенок чувствует себя неплохо.

Диета должна соответствовать возрасту ребенка. В первые дни болезни, когда аппетит снижен, следует давать легкую полужидкую пищу: каши, омлеты, овощные пюре на молоке. Полезны зеленый и репчатый лук и чеснок, свежие ягоды и фрукты, содержащие большое количество витамина С. Рекомендуется обильное питье: клюквенный, лимонный, черносмородиновый морс, чай с лимоном, малиновым вареньем. При ОРВИ и гриппе эффективны отвары трав с потогонным и жаропонижающим действием: лист и плоды малины, цветы ромашки, лист брусники, цветы липы, лист и почки березы.

В начале болезни полезно использовать противовирусные средства, такие как интерферон в виде капель или мази в нос, арбидол,, чигаин, оксолиновую мазь, виферон, а также гомеопатические препараты афлубин, пневмодорон, агри и др. Детям старше 5-7 лет и взрослым при гриппе полезно применять ремантадин, а детям после года с первых дней болезни рекомендуется прием нового противовирусного препарата альгирем. Новорожденным и детям первых месяцев жизни при гриппе назначают чигаин, приготовленный из молозива, в виде капель в нос. Если ребенок получает грудное вскармливание, то после предварительной очистки носа можно закапывать материнское молоко.

Жаропонижающие средства следует давать ребенку только при температуре выше 38,5 градусов. Как правило, дети хорошо переносят высокую температуру, поэтому можно обойтись без лекарств, а снизить температуру физическим охлаждением — дать ребенку прохладное питье, сменить одежду на более легкую, поставить клизму с водой комнатной температуры. Если общее состояние ребенка тяжелое, кожные покровы бледные, руки и ноги холодные, его знобит, а жаропонижающие препараты не оказали эффекта, необходимо срочно вызвать врача. Такое тяжелое состояние, обусловленное высокой температурой (гипертермия), требует применения специальных жаропонижающих лекарств. Обычно рекомендуется дать ребенку препарат, содержащий парацетамол, лучше в сиропе или свечах. Не рекомендуется применять аспирин, так как одним из его побочных действий является увеличение проницаемости кровеносных сосудов, а вирусы гриппа повреждают прежде всего сосудистую стенку, и все это вместе может привести к кровоизлияниям и кровотечениям. При снижении температуры ниже 37,5 градусов давать жаропонижающие препараты не следует.

Однако тяжесть состояния больного определяет не только высота температуры тела. Нарушения со стороны органов дыхания (проявляются насморком, кашлем, при поражении гортани и легких может возникать затруднение дыхания — одышка) также требуют серьезного внимания. При малейших подозрениях на ларингит с развитием стеноза гортани необходимо закапать в нос детский раствор нафтизина, постараться успокоить ребенка и вызвать врача.

Существует множество разнообразных простых и сложных средств, применяемых при насморке и кашле. Начинать всегда следует с домашних средств, безвредных и испытанных временем. Прежде всего это тепловые процедуры: теплая повязка на шею, теплое питье: молоко с медом, чай с малиновым вареньем и т. п., горячие ванны для ног, горчичники к стопам, горячее обертывание, паровые ингаляции и пр. Лечение травами в виде отваров для питья, ингаляций, полосканий, промываний. Есть готовые фитопрепараты от кашля для детей — пертуссин, нашатырно-анисовые капли, сироп солодки. При сухом кашле отхаркивающие средства могут смягчить кашель и дать облегчение. Назначение этих препаратов лучше обсудить с врачом. Не следует при ОРЗ подавлять кашель препаратами, содержащими кодеин. Растирания грудной клетки, горчичники, тепловые компрессы, банки обычно применяют при осложнениях — бронхите, пневмонии.

Затруднение носового дыхания при ОРВИ и гриппе вызывает беспокойство ребенка, у младенцев мешает сосанию, нарушает сон. У маленьких детей, не умеющих сморкаться, проще всего удалять слизь из носовых ходов с помощью резинового баллона, однако это требует осторожности и умения, можно прочищать нос мягкими ватными тампонами, смоченными грудным молоком, стерильным растительным маслом или кипяченой водой. Если ребенок умеет сморкаться, то очищать надо по очереди каждую ноздрю, зажимая другую, иначе инфекция может попасть в глаза и уши. Слабый эффект медикаментозных средств от насморка связан чаще всего, с одной стороны, с тем, что используется неподходящее лекарство, а с другой — что ожидание результата сразу после первого введения преждевременно. Капли в нос по механизму местного действия относятся к сосудосуживающим средствам, которые снимают отек воспаленной слизистой и тем самым улучшают прохождение воздуха через нос, поэтому такие капли следует использовать только при заложенном носовом дыхании. Нафтизин или галазолин, наиболее часто применяемые с этой целью, имеют детские формы, но требуют осторожности и строго контролируемого дозирования, так как частое закапывание этих лекарств приводит к раздражению эпителия верхних дыхательных путей и даже атрофии слизистой оболочки.

Другая группа местных средств, применяемых для лечения ринита, оказывает губительное воздействие на возбудителя заболевания — вирусы и микробы. Это различные спреи, раствор протаргола, большое количество сложных капель и мазей, обладающих комбинированным — сосудорасширяющим, противоотечным и дезинфицирующим действием.

У ребенка с нормальной адекватной реакцией на возбудитель, вызвавший ОРВИ, болезнь постепенно проходит, и через 7-10 дней наступает выздоровление. Новое заражение через короткое время может привести к более тяжелым проявлениям болезни и осложнениям.

Применение антимикробных препаратов при ОРВИ и гриппе не требуется, однако при наличии осложнений у детей с сопутствующей патологией врачу нередко приходится назначать противомикробные препараты — сульфаниламиды, антибиотики.

Профилактика

Профилактика гриппа проводится с помощью специфической вакцинопрофилактики. Время прививки должно предшествовать началу эпидемии гриппа, поскольку вакцины создаются с учетом циркулирующих вирусов гриппа в данный сезон. Применяются специальные вакцины для детей раннего возраста, для школьников, взрослых и пожилых людей. Редко возникает реакция на вакцину в виде кратковременного недомогания, повышения температуры. Она протекает значительно легче болезни, и бояться ее не следует. Иммунитет формируется только против гриппа, поэтому вакцинированный ребенок вполне может заболеть другим вирусным заболеванием.

Всех заболевших гриппом следует изолировать от здоровых. Хорошо проветрить помещение, где находился больной, регулярно проводить влажную уборку. Всем, кто контактирует с больным гриппом, в течение недели рекомендуется закапывать в нос интерферон, можно давать афлубин, арбидол,аскорбиновую кислоту или дибазол. Взрослым рекомендуется принимать ремантадин в профилактической дозе, арбидол. Детям старше 1 года полезно назначать альгирем.

Все это можно проводить, предварительно посоветовавшись с врачом.

К разряду профилактических мер относятся также закаливание, общеукрепляющие процедуры, полноценный летний отдых, здоровый образ жизни: соблюдение режима дня, регулярные прогулки, соответствующий возрасту сон, употребление свежих фруктов, чеснока и лука.

Следует обратить внимание, что курение родителей вредит ребенку, так как табачный дым, который ребенок вдыхает, оказывает вредное воздействие на слизистую оболочку дыхательных путей и способствует воспалению.
Материал подготовил врач высшей категории Щеглов А.А
Просмотров: 1104
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Суханова Елена Павловна. Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Рудова Ольга Сергеевна. Сказкотерапия при проблемах питания ребенка
  • Иванова Елена Александровна. Трудности при подготовке ребенка к обучению в школе.
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Консультация для родителей «Роль игр при подготовки детей к школе»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Солодова Марина Сергеевна. Использование элементов кинезиологии при коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста.
  • Башкирова Светлана Владимировна. Консультация для родителей на тему: ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Тюнькова Валентина Александровна. СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Правила поведения при общении с животными»
  • Диянова Анна Александровна. Психологическая помощь детям, находящимся в состоянии стресса при разводе.
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей: «В семье пополнение. Первая помощь при детской ревности»
  • Прибыльнова Елена Владимировна. Рекомендация для инструкторов по физической культуре при проведении «Веселых стартов»
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Аскерова Людмила Анатольевна Соломасова Тамара Николаевна. НОД по формированию математических представлений «Математическая игра» с элементами театрализованной деятельности как актуализация при «открытии» детьми нового знания для старшей группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь