Спиридонова Татьяна Владимировна. Чтения художественной литературы с использованием средств наглядного моделирования

Чтения художественной литературы с использованием средств наглядного моделированияСпиридонова Татьяна Владимировна
Воспитатель IIKK МАДОУ "Золушка"  г.Ноябрьск  ЯНАО

Основные средства наглядного моделирования :
- замещение персонажей сказок,
- использование двигательной модели сказки,
- развитие действий детализации и
- освоение пространственно-временной модели.
Взаимодействие речевых и познавательных задач
1.Освоение действий замещения персонажей сказок    Развитие умения использовать в своей речи эпитеты, обозначающие внешние и внутренние характеристики объектов; сравнения, синонимы и антонимы


2.Развитие действий построения и использования двигательной модели сказки на плоскости и в пространстве игрового центра. Формирование навыков активного использования всех частей речи, построения речевого высказывания при пересказе
3.Развитие действий детализации на основе схемы изображения объекта. Формирование навыков активного использования всех частей речи, построения речевого высказывания при описании объекта и составлении сюжетного рассказа
4.Освоение действий использования и построения наглядной  пространственно- временной модели    Развитие связной речи при пересказе сказки - по плану, без вспомогательных вопросов. Активизация творческой речевой деятельности: придумывание новых эпизодов знакомых сказок и сочинения собственных
1-я задача - Освоение действий замещения персонажей сказок.
Вы, наверное,  заметили,  что занятия по пересказу знакомых сказок, по картинкам, по игрушкам является одним из самых трудных у детей. Маленькому ребенку очень трудно выделить в сказке самое главное (персонажей и их действия), поэтому мы помогаем детям, используя для этого особые наглядные средства: кружки и квадратики разных цветов и размеров, которые выступают «заместителями реальных персонажей» Первый прием -  это выбор заместителя по заданному признаку к знакомой сказке  начинается со второй младшей группы и используется до подготовительной группы. Желтый кружек - колобок,  белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь, оранжевый - лиса. Решение речевой задачи предполагает развитие умения использовать в своей речи эпитеты, обозначающие внешние  характеристики объектов; сравнения, синонимы и антонимы.       
2. Дети, получив кружок определенного цвета,  не только пересказывают текст, но и действуют у доски, используя двигательную модель сказки: (как действуют персонажи, с  кем встречаются, откуда и куда уходят), но  и модель игрового пространства (домик-квадратик, лес-зеленый треугольник, колодец - коричневый прямоугольник) на плоскости мольберта, а далее все это переносят в  игры-драматизации в центрах игровой активности.  Эти приемы позволяют решать 2-ю познавательную задачу: использование двигательной модели сказки на плоскости. Таким образом,  одна сказка пересказывается по ролям несколькими детьми, стимулируя их к игре-драматизации или одним ребенком от начала до конца, развивая сюжетное связное рассказывание. Заместители могут быть не только круглой формы, но и в виде прямоугольника, полосок и квадратов, например в сказке «Лиса со скалочкой» используются предметы-заместители, полоски разной длины. Второй прием: сочинение собственных сказок с опорой на заместители.  В средней группе даются два кружка и дети придумывают сказки или истории.
3-я задача  - Развитие действий детализации на основе дорисвывания схемы изображения объекта. Прием дорисовывания используется со средней группы, когда воспитатель дорисовывает картинку вместе с детьми, в процессе описания и придумывания сюжетных линий.
4-я задача: Освоение действий использования и построения наглядной  пространственно-временной модели. Такая модель используется со старшей группы.  Технологию ее освоения. После прочтения сказки детям предлагается составить «подсказку» для рассказывания сказки.    На большом листе бумаги или на доске рисуется квадрат со стрелочкой, соответствующий первому эпизоду. Внутри квадрата изображаются заместители персонажей, участвующих в первом эпизоде сказки. Построенная модель, должна точно соответствовать событиям сказки. Можно не только обговаривать с детьми условные обозначения, но и распределять эпизоды сказки между детьми. Каждый ребенок рисует схему своего эпизода на отдельном листочке, важно только точно сформулировать, какие персонажи действуют в каждом конкретном эпизоде. В работе с пространственно-временной моделью можно использовать разные приемы.
Первый прием:  сочинение своих историй с опорой на пространственно-временную модель, которую предлагает воспитатель. В старшей группе количество окошечек меньше, в подготовительной группе количество окошечек прибавляется. В подготовительной группе можно ввести такую хитрость – обозначив одного из героев в начале истории или сказки черным цветом, а в конце белым или наполовину белым. Т.е. в начале герой может быть отрицательным, а в конце положительным. (Например, серый волк в сказке «Иван-царевич», та же Баба Яга). Заранее модель не обговаривается. Дети придумывают свои истории, а потом воспитатель спрашивает, какая хитрость есть в этой модели. Такая технология моделирования развивает и речь, и фантазию, и интеллектуальные способности к моделированию.

 

Просмотров: 733
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект НОД по развитию речи Творческое рассказывание по мотивам сказки «Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей
  • Каталкина Римма Львовна. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Введение фантастического образа в готовую модель схемы для сочинения сказки»
  • Капитанская Елена Александровна. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описания персонажей «Сказки бабушки Даши»
  • Абдуллина Ризеда Адибовна. Открытое занятие 'Замещение предметами-заместителями персонажей сказки 'Три медведя'
  • Кононова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и серый волк»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Пугина Надежда Викторовна. Конспект НОД развитие речи во второй младшей группе: Чтение русской народной сказки «Три медведя»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Старкова Ирина Владимировна. Технологическая карта занятия Тема: «Развитие связной речи при инсценировке сказки К.И. Чуковского «Телефон»
  • Андреева Елена Владимировна. Педагогическая статья 'Метод моделирования русских народных сказок — эффективное развитие связной речи дошкольника'
  • Ломоносова Татьяна Николаевна. НОД в старшей группе ОНР «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников в процессе драматизации сказки «Теремок»
  • Рычкова Светлана Юрьевна. Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы с 3 до 4 лет Драматизация сказки «Колобок»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Романенко Нина Алексеевна. Методическая разработка, конспект НОД «Сочинение конца сказки, начатой воспитателем» для детей подготовительной группы (6-7 лет)
  • Ухалкина Вера Евгеньевна. Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»
  • Мариям Фаритовна Яковлева. Рассказывание сказки 'Лисичка-Сестричка и Серый волк'
  • Серебрякова Татьяна Александровна. Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» по ролям
  • Гусакова Светлана Петровна. Конспект игрового занятия по слушанию оперы-сказки М.В.Коваля «Волк и семеро козлят» в старшей группе
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Панина Людмила Николаевна. Речевое развитие на основе русской народной сказки 'Снегурочка'
  • Бакаушина Юлия Владимировна. Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые сказки».
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Волокитина Карина Владимировна. Театрализованное представление по мотивам сказок А. С. Пушкина «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
  • Шевцова Елена Владимировна. Конспект интегрированного НОД с детьми второй младшей группы «В гостях у сказки «Теремок»
  • Елена Кузьмичева. Конспект НОД по формированию связной речи в старшей логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у сказки»
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи). Интегрированное занятие. Тема: Закрепление использования детьми в речи притяжательных прилагательных.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь