Речевое развитие на основе русской народной сказки "Снегурочка"
Коммуникативная деятельность
воспитатель Панина Л.Н. МБДОУ №40 детский сад «Золотая рыбка»
Ведущая линия деятельности: посредством речевых игр и упражнений активизировать словарный запас, через моделирование развивать связную речь детей, дать понятие о смене времён года;
используя здоровье – сберегающие технологии снимать усталость и напряжение в НОД;
воспитывать дружелюбие, желание слышать речь других детей, внимание и активность.
Предварительная работа: чтение сказки» Снегурочка», речевые игры и упражнения» Найди слово», «Не ошибись», вспомни фрагмент сказки по модели, наблюдения на прогулке, зарисовка весенне – зимних изменений в природе.
Развивающая среда НОД:
- кукла – Снегурочка,
- геометрические фигуры – модели,
- конверты с фишками на каждого ребенка,
- схемы предложений, предметные картинки.
Ход деятельности:
Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”:
Утром рано он закрыт [кисти рук в сомкнутом состоянии] Но к полудню ближе [ладони отходят друг от друга] Раскрывает лепестки, Красоту их вижу [пальцы плавно расходятся]
К вечеру цветок опять Закрывает венчик [пальцы сомкнуты] И теперь он будет спать [исходное положение рук] До утра как птенчик [имитация сна].
Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?
Игра “На что похоже ваше настроение? ” [с мячом].
Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.
Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.
Вот с таким настроением начинаем наше занятие.
Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: “Наконец зиме конец – летит весны гонец скворец! ” [дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса].
Игра “Подбери слово”.
Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Воспитатель называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать соответствующие существительные к данному прилагательному. Например, весенний [снег], весенняя [капель], весеннее [солнце] и т.д.
[слышится плач]
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю [приносит куклу – Снегурочку].
Воспитатель: Что стряслось, Снегурочка, почему ты плачешь?
Снегурочка: Я заблудилась…
Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе постараемся помочь.
Воспитатель: Смотри, какая красивая корзина [показывает корзину, украшенную подснежниками]. Эта корзина непростая, в ней – слова. Снегурочка, мы хотим тебе подарить корзину с весенними словами.
Игра “Назови слово”.
Воспитатель передает корзину детям по кругу, дети называют любое слово, которое подходит по теме “Весна”. Например, подснежник, капель, скворец, проталина и т.д.
Воспитатель: Полную корзину с весенними словами подарим Снегурочке.
[дети садятся за столы].
Воспитатель: А сейчас поможем Снегурочке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки?
Пересказ сказки [дети с помощью моделей — геометрических фигур разного цвета, на фланелеграфе выкладывают персонажи сказки, обозначающиеся любой геометрической фигурой].
Воспитатель: В этой сказке Снегурочка растаяла. Ничего страшного! Ведь Снегурочка превратилась в облако, а из облака пойдет дождь и Снегурочка снова вернется домой. Правда, Снегурочка?
Снегурочка: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я приглашаю вас в весенний лес!
Динамическая пауза
Распускаются листочки, (сложенные вместе ладони “раскрыть” в обе стороны)
Появляются цветочки, [присесть и медленно встать]
Головой кивают, [кивок головой]
Солнышко встречают [поднять руки кверху, показать солнышко]
Воспитатель: Снегурочка, а еще мы умеем составлять предложения по схемам. Смотри, как это делают наши дети. [Воспитатель предлагает две схемы, обращает внимание на количество слов в предложениях и напоминает, что в предложениях обязательно должно быть слово “Снегурочка”].
Воспитатель: Вспомним, какой фишкой мы обозначаем гласный [твердый и мягкий согласные] звук? [ответы детей].
Игра “Не ошибись! ”.
Воспитатель называет звук, дети поднимают нужную фишку: красная фишка – гласный звук, синяя фишка — твердый согласный звук, зеленая фишка – мягкий согласный звук.
Воспитатель: Снегурочка совсем не знает звуки и буквы. Ребята, чем отличается буква от звука? [ответы детей].
Воспитатель: Проведем звуковой разбор слов. У каждого из вас есть предметная картинка. Вы должны самостоятельно обозначить звуки в слове [фишками].
Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. У каждого ребенка — конверт с фишками красного, синего, зеленого цвета и предметная картинка. [Например: стол, волк, дом, машина, и т.д. ].
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Вы научили Снегурочку не только составлять предложения, но и помогли ей найти свою сказку.
Выйдя на прогулку, мы увидим происходящие в природе изменения, а вечером расскажем об этом Снегурочке.
|