Авторы:
- Попова П.Г., учитель-логопед,
- Попова О.Н., учитель-логопед,
- Краснокутская С.П., воспитатель.
Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Существует тесная взаимосвязь между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма, затруднения при обучении грамоте наблюдаются не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, недостатки произношения которых, являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети ТНР — с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и ОНР. Работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников является одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной речи.
Скачать конспект
По предупреждению расстройств процессов письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР проводится в тесной взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей группы.
Начинается эта работа с первого сентября и заканчивается выпуском детей в школу. Работа планируется и проводится в определённой последовательности.
Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии.
Для выявления нарушений проводится диагностика по основным направлениям:
I. Исследование не речевых психических функций.
- Слухового внимания.
- Зрительного внимания.
- Восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
II. Исследование состояния моторной сферы.
- Состояние общей моторики.
- Составление мимической мускулатуры.
- Состояние артикуляционной моторики.
Исследование состояния импрессивной речи.
- Пассивный словарь.
- Понимание различных форм словоизменения.
- Понимание отдельных предложений в связной речи.
- Состояние фонематического восприятия.
Исследование состояния экспрессивной речи.
- Активный словарь.
- Состояние грамматического строя речи
- Состояние связной речи.
- Исследование фонематической стороны речи, звукослоговой структуры слов.
- Состояние звукопроизношения.
- Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Навыки чтения, знание букв.
В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять разные виды дисграфии.
Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателей группы.
Содержание коррекционной деятельности включает тесное взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителя — логопеда и воспитателей.
Основные реализуемые задачи по профилактике дисграфий у детей с
ОНР
- Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений
- Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
- Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
- Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
- Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак — ребро — ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения.
- Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
- Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)
- Расширение "поля зрения" ребенка.
- Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д. Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями
Направления профилактики нарушения чтения и письма.
Преодоление ОНР и профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно. Работа ведется по нескольким направлениям:
- Формирование звукопроизношения,
- Развитие фонематического восприятия,
- Формирование навыков языкового анализа и синтеза,
- Обогащение активного словаря и формирование практических умений им пользоваться.
- Развитие грамматических навыков,
- Формирование связной речи,
- Совершенствование пространственных представлений,
- Развитие способности к запоминанию и воспроизведению,
- Развитие мелкой моторики рук,
- Развитие тактильных ощущений,
- Развитие конструктивного праксиса; Расширение «поля зрения» ребенка.
Этапы коррекционно — логопедической работы:
Предупреждение ошибок чтения и письма необходимо проводить на всех этапах коррекционно — логопедической работы:
- на уровне буквы
- на уровне слога
- на уровне слова
- на уровне словосочетаний
- на уровне предложения
- на уровне текста.
1 этап: подготовительный
Цель:
- развитие зрительного гнозиса,
- развитие оптико — пространственной ориентировки
2 этап: основной
Цель:
- предупреждение ошибок чтения и письма на материале от букв к предложению.
3 этап: заключительный
Цель:
- закрепить навыки грамотного чтения и письма на материале текстов.
Направления работы по блокам
Первый блок работы направлен на развитие зрительного гнозиса
- формирование зрительного восприятия,
- развитие зрительной памяти,
- формирование пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза.
Второй блок работы включает развитие оптико — пространственной ориентировки, включающий в себя:
- преодоление нарушения ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых его частей;
- преодоление нарушения ориентировки в окружающем пространстве;
- развитие ориентировки в двумерном пространстве.
Третий блок направлен на предупреждение
ошибок при чтении и письме:
- — на уровне буквы,
- — на уровне слога,
- — на уровне слова,
- — на уровне словосочетаний, t — на уровне предложения,
- — на уровне текста.
Содержание коррекционной работы
- Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
- Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги — в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса
- Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
- Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
|