Республика Татарстан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 282 комбинированного вида» Московского района города Казани
Воспитатель высшей квалификационной категории Пулатова Резеда Ильясовна
У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость развитию у них способности к наблюдению, специального обучения зрительному выделению и узнаванию различных объектов и явлений, их анализу и синтезу. Кроме того, необходимо научить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами восприятия, дополняющими неполноценное зрение. Только в этом случае возможно формирование у детей данной категории адекватных представлений об окружающем мире.
Скачать конспект
Чтобы познавать окружающий мир, ребёнок должен научиться замечать, визуально выделять характеризующие предмет признаки. Ребёнок с нарушением зрения, как правило, не может самостоятельно зрительно выделить именно те признаки, которые являются наиболее информативными, позволяющие получить о предмете реальное представление.
Детей с нарушением зрения необходимо целенаправленно учить зрительному обследованию, осуществляя обучение по определённой системе. Эта система предполагает теснейшую взаимосвязь специальных коррекционных занятий, на которых у ребёнка формируют умения воспринимать и анализировать с помощью зрения окружающий мир, с игровой, учебной, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельностью в детском саду.
Это очень важно, так как активное использование детьми зрительного восприятия в различных видах деятельности позволяет воспитателю познакомить их с такими признаками окружающих предметов и явлений, которые дети самостоятельно не выделяют. Происходит это потому, что дети не приучены внимательно рассматривать и выделять целый ряд признаков (например, материал, из которого сделан предмет, соотношение частей предмета по величине, пространственное расположение предмета и т. д.)
Для того чтобы дети с нарушением зрения были успешными в дидактических играх и упражнениях, в тех заданиях, в которых требуется составить игрушку, геометрическую фигуру, предмет из двух, трёх и более частей, их учат воспринимать общий контур и выделять составные их части.
Вывод: в процессе обучения зрительному обследованию воспитатель должен постоянно направлять и контролировать зрительное восприятие ребёнка (подсказывающими вопросами, инструкциями). Это необходимо так, как зрительное внимание у детей рассматриваемой категории крайне неустойчиво, они с трудом удерживают своё внимание на изучаемом объекте или явлении, отвлекаясь на другие объекты.
План зрительного обследования предметов
- Зрительное выделение ребёнком предмета, названного воспитателем.
- Зрительное выделение и называние ребёнком основных признаков предмета (цвета, формы, величины, материала, из которого сделан предмет, его пространственного расположения).
- Зрительное выделение и называние ребёнком основных частей предмета, особенностей его строения.
- Зрительное выделение и словесное обозначение ребёнком пространственного расположения частей предмета относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т. д.).
- Целостное зрительное восприятие предмета.
Обучение зрительному обследованию предметов проводится в три этапа.
На первом этапе это осуществляется на основе показа и словесных обозначений и инструкций воспитателя. Например, воспитатель предъявляет предмет (мяч) и называет его, привлекая к нему внимание детей инструкцией «Посмотрите внимательно. Это мяч». Затем воспитатель указкой с ярким наконечником или рукой обводит контур предмета, его части, жестом направляя и удерживая зрительное внимание детей. Называя признаки предмета ( «Мяч красного цвета. Он круглый»), воспитатель дополняет свои слова указательным жестом, используя указку или показывая рукой.
На втором этапе ребёнку предоставляется самостоятельность в зрительном выделении предметов и их основных признаков, частей предмета. При этом ребёнок следует направляющим инструкциям воспитателя и отвечает на его вопросы.
На третьем этапе предполагается полная самостоятельность детей.
Обучение дошкольников с нарушением зрения зрительному обследованию предметов (игрушек, геометрических фигур) должно осуществляться целенаправленно и последовательно.
- Зрительное обследование натуральных предметов ближайшего окружения (в соответствии с возрастом выбираются предметы — от простой формы к все более сложной форме, с постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков)
- Зрительное обследование игрушек, геометрических фигур (как и в первом случае – от простой к всё более сложной форме, с постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков).
- Зрительное обследование предметных изображений (от простых к более сложным), сопровождаемое соотнесением изображений с предметами.
- Зрительное обследование сюжетных изображений (от простых – одноплановых, с небольшим количеством изображённых предметов – до изображений с двух — и трёхплановой перспективной и с постепенным увеличением числа изображенных предметов).
- Зрительное узнавание, нахождение предметов (игрушек, геометрических фигур, предметных и сюжетных изображений) по описанию воспитателя, с опорой на имеющийся зрительный опыт детей.
- Описание детьми зрительно воспринятых предметов игрушек, геометрических фигур, предметных и сюжетных изображений, предъявленных воспитателем по памяти (сначала – с помощью вопросов воспитателя, позже – самостоятельно).
Вывод:
Организация обучения зрительному обследованию детей с патологией зрения по предложенной мною методике положительно влияет на развитие их познавательной деятельности, они становятся более активными и самостоятельными. Очень важно и то, что дети начинают понимать важность и роль зрения в их жизни, осознавать, что с помощью зрения они могут многое узнать об окружающем мире.
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ
в старшей специализированной группе на тему: «Волшебный клубок».
Цели:
а)Общеразвивающие. 1.Учить детей бережно относиться к лесу и ко всему, что растёт и живёт в лесу. 2.Дать детям представления о лиственных и хвойных деревьях. 3.Формировать представления о сходстве и различии разных видов деревьев.
4. Закреплятьу детей знания о животных и растениях леса; ориентировку в микропространстве.
5. Развивать логическое мышление и мелкую моторику рук.
б) Коррекционные:
- Развивать глазо-двигательную функцию и формированию бинокулярного зрения.
- Активизировать способность к опознанию предмета по контурному и силуэтному изображению.
- Развивать зрительное и тактильное восприятие.
Материалы;
- Фланелеграф с изображением деревьев (рябины, берёзы, дуба, ели, сосны) с листьями и их семенами.
- Силуэтное и контурное изображение деревьев (сосны, ели, берёзы, дуба, рябины, шиповника) для каждого ребёнка.
- Подставки минифланелеграфы.
- Альбомный лист с изображением животных на каждого ребёнка; красный фломастер.
- Тактильные пластинки с разной поверхностью (шероховатая, ребристая, ворсистая).
- Картина с изображением несуществующего животного.
- Разноцветная верёвка и разноцветные шарики.
- Медальки на каждого ребёнка в сундучке.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются)
Воспитатель: А сейчас…
(Включается магнитофонная запись)
«А вы меня, узнали, я Шапокляк с моей помощницей крысой Ларисой заколдовала весь лес, теперь здесь ничего не растёт и никто не живёт. А расколдовать его вы сможете с помощью клубочка, которого у вас нет. «Ха-ха-ха».
Воспитатель: Дети мы поможем лесу? Вы готовы отправиться со мной в дорогу? А где же мы возьмём клубочек? Посмотрите, что там впереди?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно – это разноцветные шарики. Какого цвета эти шарики? А какого цвета самый большой? Самый маленький? А какой они формы?
Дети: Формы – шара.
Воспитатель: А клубочек, который мы ищем, какой формы должен быть?
Дети: Шара.
Воспитатель: Правильно и клубочек и шарики имеют одинаковую форму, но клубочек получается из ниточек. Поэтому давайте посмотрим, может где-нибудь есть ниточки. Ребята, посмотрите, какой длинный путь мы должны с вами проделать. (Дети поднимают руку вверх и смотрят.)
Воспитатель: Путь в лес нам указывает разноцветная тропинка-верёвочка. Какого цвета эта дорожка?
(Ответы детей — оранжевого).
А давайте пройдёмся по ней, ручки в стороны идём спокойно.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это за животное? Вы его знаете? Раньше где-нибудь видели? Что наделали Шапокляк и её помощница крыса-Лариса. Они заколдовали всех животных в одно животное. Давайте расколдуем, а туловище, какого животного-ежа, хвост — белки, мордочка – лисы, лапы – медведя, уши — рога – лося.
(Дети называют животного, а воспитатель выставляет иллюстрацию этого животного).
Воспитатель: Какие вы молодцы, всех животных мы расколдовали. Ребята, как вы думаете, если мы начнём сматывать верёвочку, может у нас и получится клубочек.
Дети пожалуйста начните сматывать оранжевую верёвку, ребята посмотрите, у нас уже получается маленький клубочек.
Воспитатель: А какого цвета верёвочка нас дальше поведёт? (Зелёная). Нужно пройти по ней перешагивая кубики. Дети садитесь, пожалуйста, на свои места. Перед вами лежит листочек с изображением животных. Какое животное находится в правом верхнем углу? (Крокодил). Кто нарисован в нижнем левом углу? (Заяц).
(В верхнем ряду, в нижнем ряду, между зайцем и белкой, в центре и т. д.)
Воспитатель: А сейчас подвиньте к себе пластинки, которые лежат у вас на столе. Переверните пластинку под № 1, потрогайте её, погладьте, пощупайте.
а) Трогая руками эту мягкую, пушистую пластинку, какое животное вы представляете? (Опрос детей) б) Трогая руками эту шероховатую пластинку № 2, какое животное она вам напоминает?
(Опрос детей)
в) Ребристая пластинка № 3
(Опрос детей)
Воспитатель: А сейчас возьмите красный фломастер и нарисуйте сердечко животному, которое вам больше всего понравилось, любимое животное. Молодцы, а мы идём дальше.
Воспитатель: Дети мы про клубочек не забываем, смотайте, пожалуйста, зелёную верёвочку в клубочек.
Воспитатель: Верёвочка красного цвета нас здесь поджидает, взялись за верёвочку и идём гуськом, чтобы Шапокляк нас не увидела. Вот мы и пришли. Дети встаньте, так чтобы всем было видно, сделайте 1 шаг назад.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на фланелеграф. Всё ли здесь правильно? (Ответы детей) Как всё это назвать одним словом? (Деревья) Это вредная Шапокляк со своей крысой Ларисой перепутали все деревья, листья, семена. Можно так всё оставить? Почему? (Ответы детей). Как называются эти деревья? На какие 2 группы их можно разделить? – Лиственные. – Хвойные. Почему их так назвали?
(С детьми исправляем все ошибки)
Воспитатель: А сейчас посмотрите, мы правильно всё сделали? Молодцы! Дети, смотайте, пожалуйста, красную верёвочку в клубочек. Ребята, а вы хотите поиграть? (Ответы детей)
Физкультминутка «Сон» (для снятия зрительного утомления)
В небе солнышко сияет (руки вверх, смотреть на них)
В речке рыбок веселит (руки вниз, смотреть на них)
Ветер листьями играет (движения рук из стороны в сторону, провожая взглядом)
А сова спокойно спит (глаза закрыть)
Ей приснился сладкий сон (глаза широко открыты – вытаращены).
Вот бы не кончался он.
Воспитатель: А вот и жёлтая верёвочка, руки на пояс идём боком приставным шагом. Садитесь на свои места, спинка прямая.
Воспитатель: Наша сова увидела во сне деревья, но явились они ей в виде теней.
Сумеете ли вы отгадать, какие деревья приснились сове? У каждого из вас свое дерево. Тень дерева уже находится на подставке, вам нужно найти цветное изображение дерева.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Дети, смотайте пожалуйста желтую веревочку в клубок. Посмотрите, какой большой у нас клубок. Ребята, а вот мы и расколдовали лес и справились со всеми вредностями Шапокляк.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, обнимите себя, погладьте свои ручки, ножки, голову. А за то, что вы помогали лесу, были добрыми, умными, весёлыми он вам приготовил подарки, но где же они? Давайте пройдём по верёвочке. А что за дерево растёт впереди? Дуб, а на дубе, что висит — сундучок. Ребята, а разве на деревьях растут сундучки?
(Ответы детей). Нет.
А лес ведь волшебный и в нём происходят разные волшебства. Давайте откроем сундучок.
(Открываем сундучок, там медальки – «Спасателю леса». Дети говорят спасибо).
Воспитатель: До новых встреч друзья.
Список литературы:
- Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. – М., 1990.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология». вып. 6. – М., Школа-Пресс, 2001.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., Просвещение 1990.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. – М.: ГороД, 1998.
- Плаксина Л.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Специальная дошкольная педагогика. / под ред. Стебелёвой Е.А. – М.: АСАДЕМА.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М.: Адель, 1998.
- Блинникова И. В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций. -М., 2003.
- Морозова Л. В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости/Л. В. Морозова, Н. В. Звягина//Вестник Поморского университета. -2003. -№ 2 (4).
- Прокопенко В.Т., Трофимов В.А., Шарок Л.П. Психология зрительного восприятия: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУИТМО, 2006.
|