Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зренияОсновные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Зрительное восприятие, обеспечивая контакты организма с внешним миром, выполняет ориентирующую и регулирующую функции в поведении человека. Значение восприятия в структуре познавательных процессов определяется тем, что на его основе формируются сложные мыслительные процессы, учебная и трудовая деятельность.
Восприятие  является сложным системным многоуровневым процессом, осуществление которого теснейшим образом связано с процессами внимания, памяти, мышления. В структуре зрительного восприятия выделяют этапы поиска и обнаружения объекта, различения его признаков, сличения со следами, хранящимися в памяти, и отнесение к определенному классу объектов (опознание). Для успешности опознания существенное значение имеют так называемые базовые процессы — процессы формирования перцептивного образа, выделения информативных признаков, без чего затрудняется адекватное опознание объектов внешнего мира.
Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников. Этот базовый материал позволяет тифлопедагогу частично, хотя и целенаправленно, педагогическими приемами воздействовать на становление такого важного психического познавательного процесса, как зрительное восприятие.
Современная наука отмечает, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, провоцирует замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия.


Анализ и обобщение тифлопедагогической литературы позволил выделить  некоторые характерные трудности, свойственные зрительному восприятию детей с нарушением зрения: узость обзора, низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах, низкий уровень развития зрительно-моторной координации, формирование нечетких, неполных зрительных образов. Данные трудности негативно влияют на успешность детей с нарушениями зрения в учебно-познавательной и практической деятельности. Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в поддержке специалистов, осуществляющих коррекционно-педагогическую работу по развитию зрительного восприятия данной категории детей.
В тифлопедагогической литературе коррекционно-педагогическая работа рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Коррекционная  работа должна осуществляться в тесной связи с лечебно- восстановительной работой, так как в условиях коррекционно-педагогической работы происходит повышение различительной способности зрения, стабилизация или повышение зрительных функций, восстановление которых обеспечивает медицинское воздействие. Все это дает положительный эффект в развитии, стабилизации или восстановлении зрения у детей.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы детского сада для детей с нарушением зрения выступают: сенсорное развитие детей, коррекция вторичных отклонений, компенсация нарушенных зрительных функций, всестороннее развитие, подготовка к обучению в школе.
Л.В. Фомичева определяет три направления и шесть разделов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Направлениями коррекционной работы по развитию зрительного восприятия выступают:
- развитие поисково-ориентировочной функции
- развитие информационно- познавательной функции
- развитие регулирующей и контролирующей функции
Развитие поисково-ориентировочной функции зрительной системы осуществляется за счет развития пространственного восприятия, формирования навыков пространственной ориентации. Коррекционная работа в рамках этого направления  способствует развитию центрального, периферического, бинокулярного зрения,  поля зрения, что в свою очередь способствует  повышению контрастной чувствительности.
Развитие информационно –познавательной функции включает такие разделы  как: формирование предметных представлений, формирование сенсорных эталонов, развитие восприятия сюжетных изображений. Коррекционная работа в рамках данного направления способствует обогащению зрительного опыта детей, обучению их способам обследования предметов и явлений окружающей среды, способам получения и переработки информации, построению целостного зрительного образа, развитию цветоощущения, центрального зрения, остроты зрения, повышению различительной способности глаз, повышению и совершенствованию контрастной чувствительности.
Развитие регулирующей и контролирующей функции оказывает положительное влияние на  совершенствование  и развитие аккомодационных механизмов, конвергенцию глаз, поле взора.   
Для успешной реализации данных направлений коррекционно-педагогической работы требуется обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход к развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Такой подход осуществляется с учетом  степени и характера нарушения зрения, особенностей зрения ребенка, уровня развитости зрительного восприятия, возраста и индивидуальных особенностей психофизического развития.
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с функциональными расстройствами зрения предполагает максимально возможную активизацию зрительных функций и осуществляется в тесной связи с этапами лечебно-восстановительного процесса.
Целями лечебно-восстановительных мероприятий для детей с функциональными нарушениями зрения, в соответствии с осуществляемым этапом лечения, (плеоптический, ортоптический, стереоскопический) являются достижение правильного положения глаз, восстановление остроты зрения, развитие бинокулярного зрения. Через развитие остроты зрения, бинокулярного зрения  повышается и контрастная чувствительность зрительного анализатора.
Каждое из направлений коррекционно-педагогической работы (развитие поисково-ориентировочной функции, развитие информационно-познавательной функции) реализуется с помощью разнообразных организационных форм.
К формам работы по развитию зрительного восприятия  относят: коррекционные занятия тифлопедагога, общеразвивающие занятия, дидактические игры, сюжетно-ролевую игру
Большое значение для эффективной коррекционно-педагогической работы по развитию зрительных функций детей с нарушением зрения, в том числе и по развитию контрастной чувствительности, имеет осуществление контроля за соблюдением офтальмо-гигиенических рекомендаций. Так, соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе осуществления зрительной деятельности способствует профилактике зрительного утомления детей с нарушением зрения. Режим зрительных нагрузок предполагает чередование зрительной работы и отдыха, ограничение зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, подбор наглядных пособий, и т.д.
Для охраны зрения и с целью развития зрительной работоспособности, повышения зрительного восприятия, различения  изображений на малоконтрастном фоне, помимо соблюдения режима зрительных нагрузок, важно организовать достаточную освещенность пространства, где находится ребенок с нарушением зрения.
Также положительное влияние на развитие зрительного восприятия оказывает обеспечение соблюдения педагогом статико-динамического режима в жизнедеятельности детей с нарушением зрения, который в свою очередь способствует поддержанию зрительной работоспособности детей с нарушением зрения.
Смена позы, видов деятельности во время занятия, проведение физминуток, ежедневные прогулки, выполнение физических упражнений, активное участие детей в подвижных играх –все это положительно влияет на состояние зрительной работоспособности детей, активизирует зрительные функции, тем самым повышая контрастную чувствительность детей с нарушением зрения.
Л.В. Фомичева говорит о важности педагогических методов и средств в закреплении стойкости восстановленных функций и их развитии и определяет пути воздействия на функциональный механизм зрительного восприятия. Первым путем является организация и осуществление лечебно-восстановительных мероприятий.
Вторым путем выступают педагогические мероприятия, как средство развития, активизации и совершенствования зрительных функций детей с нарушением зрения. Третий путь предполагает опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций через научение ребенка видеть.
Таким образом, важнейшей составляющей коррекционной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения выступает целенаправленное  воздействие педагогическими средствами на сохранные и нарушенные зрительные функции детей с нарушением зрения. Такой подход обеспечивает, с одной стороны, развитие функционального механизма зрительного восприятия, как психической деятельности, повышая его уровень. С другой стороны, коррекционно-педагогическая работа в рассматриваемом аспекте тесно связана с лечебно-восстановительными мероприятиями, осуществляемыми для детей с функциональными нарушениями зрения, повышая их эффективность.
Рекомендуемая литература:
1.        Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. — СПб. 2006.
2.    Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду с нарушением зрения.- М.: Город, 1998.
3.    Плаксина Л. И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — М.: Город, 1998.
4.    Солнцева Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. — М.: Полиграф-Сервис, 1999.
5.    Фомичева JI. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. — СП б.: КАРО, 2007.

 

Просмотров: 915
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Белоусова Наталия Владимировна. Рабочая тетрадь для занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 6-7 лет
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Курганова Екатерина Борисовна. Консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Зосим Светлана Леонидовна. Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию.
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Соловьева Юлия Анатольевна. План-конспект занятия для старших групп по формированию предметных представлений и развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения «Чайная посуда»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в Типографию»
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Маркова Евгения Вячеславовна.. Совместная деятельность по познавательному развитию для детей с нарушением зрения «Тайна чернил» в подготовительной к школе группе.
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Марина Николаевна Ильина. Роль коррекционно-педагогической среды в организации физического воспитания детей с нарушениями зрения
  • Бадунова Ольга Михайловна. Спортивные игры для детей с нарушением зрения
  • Синельникова Вера Александровна, Бобровникова Галина Михайловна. Коррекционно-развивающее занятие по гармонизации эмоциональной сферы детей с нарушением зрения 5–7 лет 'Здравствуй, Пеппи!'
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Формирование сэнсорных эталонов у детей раннего возраста с нарушением зрения.
  • Шибалова Л. В. Рожкова Е. В.. Использование специального оборудования, направленного на компенсацию зрительных и двигательных нарушений у детей старшего возраста с нарушениями зрения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь