Совместная деятельность по познавательному развитию для детей с нарушением зрения «Тайна чернил» в подготовительной к школе группе.
Педагоги: воспитатель Н.В. Поздеева
учитель-дефектолог Е.В. Маркова
Цель:
формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Скачать конспект
Образовательные:
- осуществлять развитие детей в познавательно-исследовательской деятельности
- дать представление детям о чернилах, используемые в древности, формировать интерес к истории человечества.
Развивающие:
- развивать в процессе экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивающие:
- развивать в процессе экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Коррекционные:
- развивать зрительно-моторную координацию, прослеживающую функцию глаз.
Оборудование: альбомные листы на каждого ребенка, 3 колбы, салфетки, подставки под кисти, лимонный сок.
Словарная работа: нагревательные приборы, симпатические чернила.
Организационный момент.
- Дети, сегодня я приглашаю вас разгадать необычную тайну. Тайну чернил.
Я принесла вам очень интересную коробочку. В ней лежат предметы из моего детства. Хотите узнать, что там лежит? (педагог открывает коробку, в ней находится небольшая коллекция старых письменных принадлежностей).
Педагог:
- Когда я была маленькая как вы и пошла в первый класс я училась писать вот такой ручкой (перьевая или ручка с пером, дети рассматривают перья, ручки).
- А чтобы написать слова этой ручкой, нужны были, чернила, вот в такой бутылочке.
- А это ребята чернильница, в нее наливали чернила (дети обследуют предметы, педагог наливает чернила и показывает детям процесс написания букв, затем дети сами пробуют писать чернилами, педагог объясняет, если чернил набрать на перо много, то может получиться клякса).
- А затем у меня появилась поршневая ручка, она была очень удобная, ей было легко писать. Чернильных клякс в моих тетрадях было меньше. Потом появились шариковые ручки, вы ими и сейчас пользуетесь вот они (показывает разные виды шариковых ручек, дети рассматривают)
Педагог:
- Ребята, посмотрите, в моей коробке есть еще письмо, давайте откроем его (воспитатель вскрывает конверт, а там чистый лист бумаги), вы удивлены, что на листе не видите слов? Я написала его специальными чернилами, затем высушила. Эти чернила называются симпатическими. Вы наверняка, не догадываетесь, что это за чернила? Это чернила, записи которыми, являются изначально невидимыми. Записи становятся видимыми лишь при определенных условиях. Я вам предлагаю провести опыт и узнать, при каких условиях чернила проявятся и можно будет прочитать текст. Для этого у вас подготовлены все необходимые материалы и оборудование.
Педагог:
- Ребята, рассмотрите предметы, которые лежат у нас на столе (утюг, свечка, электроплитка, спиртовка). Расскажите, что это за предметы и как их используют. Все эти предметы при нагревании выделяют тепло. Значит, они называются нагревательными. Я предлагает нагреть лист из письма. Самый безопасный способ – это прогладить лист утюгом. Но проглаживать буду я. Потому что маленьким детям нельзя пользоваться утюгом.
Педагог:
- А вот и появились слова, сейчас мы сможем их прочитать (читает ребенок) «Ребята, отгадайте, из чего сделаны, мои симпатические – невидимые чернила? Подсказываю, эта жидкость, она находится на ваших столах в стеклянных колбочках».
Дети подходят к рабочим столам. На столах у детей приготовлены колбочки с лимонным соком, альбомные листы, салфетки, кисти.
Педагог: — Хотите узнать, что за жидкость находится у вас в колбочках? Как это можно сделать? Я вас хочу предупредить, жидкость нам незнакомая, неизвестная. На язык пробовать нельзя, можно только посмотреть, осторожно на расстоянии понюхать. Попробуем определить, что за жидкость.
Педагог: — Какой цвет?
Дети:
- Желтый
Педагог:
- Нюхаем на расстоянии. Запах есть?
Дети:
- Есть. Похоже на лимонный сок.
Педагог:
- Мы с вами определили, что жидкость похожа на лимонный сок. Я с вами согласна, это лимонный сок он не опасен. А вы хотите что-нибудь написать этими чернилами? Давайте подготовим наши пальчики для работы.
Пальцы стали дружно в ряд – Десять маленьких ребят. Эти два – всему указка, Все укажут без подсказки.
Пальцы два середнячка – Два веселых добрячка. Ну а эти – безымянны. Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца коротышки Непоседы и плутишки. Пальцы главные из них – Два больших и удалых.
Я сейчас в воздухе нарисую каждому из вас геометрическую фигуру, а вы такую же нарисуете в квадратном окошечке у себя на листочке. (Педагог «рисует» в воздухе фигуры, дети повторяют у себя на листочке).
-Ещё на ваших листочках есть строчка, в которой вы напишите свое имя. Ну, а теперь наши листочки надо подсушить. А пока наши листочки подсыхают, мы с вами немного отдохнем и просмотрим презентацию том, чем и на чем писали люди в старину.
Просмотр презентации.
Педагог:
- Наши листочки подсохли. Вы что-нибудь на них видите?
Дети:
- Нет.
Педагог:
- Что надо сделать, чтобы проявился рисунок?
Дети:
- Прогладить рисунок утюгом.
Педагог:
- У нас получился эксперимент. Мы узнали о невидимых чернилах. Сейчас мы ваши рисунки разместим на магнитную доску.
Дети рассаживаются на свои места
Педагог:
- Из какой жидкости получились невидимые чернила?
Дети:
- Из лимонного сока.
Педагог:
- Что нового вы узнали сегодня на заседании?
Дети:
- Мы узнали, что в лимонном соке содержатся вещества, которые выделяются при нагревании, благодаря которому рисунок на бумаге становится видимым.
Педагог:
- Правильно. Мы узнали. Что такие невидимые чернила можно получить из лимонного сока. Но проводить такие опыты необходимо только в присутствии взрослых, потому что мы используем нагревательные приборы. Спасибо за работу. Очередное заседание клуба «Хочу все знать!» закончилось.
- Ребята, наше очередное заседание клуба «Хочу все знать!» на сегодня считаю закрытым. Спасибо!
|