Уразбахтина Юлия Сергеевна
Зрительное восприятие наиболее интенсивно развивается в ранний период жизни ребенка. В течение первого года жизни оно становится ведущим в формировании психических функций и создает основу для последующего познавательного и социального развития. Нарушение зрительных функций в раннем возрасте отрицательно влияет на созревание перцептивных процессов и обуславливает своеобразие психического развития слабовидящих детей. Знание границ сензитивного периода формирования зрительной системы ребенка, во время которого она проявляет максимальную чувствительность к ограничению зрительного опыта, имеет большое значение для своевременного проведения лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на улучшение сенсорно-перцептивных возможностей ребенка.
Скачать конспект
Заболевания сетчатки и зрительного нерва, снижающие поток зрительной афферентации в раннем возрасте, приводят к вторичным депривационным изменениям в проекционных и ассоциативных областях коры. Это усугубляет первичный зрительный дефект и отрицательно влияет на формирование зрительного восприятия ребенка. Особая роль в этом процессе отводится раннему онтогенезу. От того, какого уровня достигнут сенсорные функции в этом возрасте, зависит дальнейшее развитие познавательной деятельности и поведения ребенка. Ведущая роль в формировании зрительного восприятия принадлежит движению глаз. Еще задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно изучает его глазами. Глазодвигательные реакции включаются в восприятие зрительных объектов с первых часов жизни ребенка. Дети с нарушением зрения не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. Кроме того, при частичном зрительном поражении дети, как правило, лишь незначительно используют сохранные анализаторы для восполнения недостающей зрительной информации, что затрудняет формирование образов, представлений и приводит к обедненности зрительного восприятия.
Основное содержание сенсорного воспитания детей с нарушением зрения в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования свойств предметов и объектов окружающего мира.
Усвоение сенсорных эталонов – геометрических форм, величины, цветового
спектра — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д. В ходе формирования общепринятых систем сенсорных эталонов на коррекционных развивающих образовательных ситуациях применяются приемы, которые придают выполнению заданий игровой характер. Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки (сенсорные эталоны), с помощью которых можно сравнивать предметы: эталоны цвета; эталоны формы; эталоны величины.
Такие дидактические пособия и игрушки, как пирамидки, логические кубы, «Сложи картинку», блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
Знакомство с цветом начинаем с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, синего, зелёного.
Основные этапы работы при знакомстве с цветом:
- Различение по принципу "такой — не такой".
- Зрительное сотнесение цветов.
- Закрепление представлений о цвете в слове.
В начале работы вводим эталоны основных цветов: жёлтый цвет как солнышко, красный цвет как помидор, синий — как море, небо, зелёный – как трава. Обязательное подкрепление картинками, которые можно повесить на стенку, доску и т.д. Мы стараемся сделать акцент на четыре основных цвета. Стаканчики под карандаши четырёх цветов. Тарелочки, кружечки тоже по цветам. Когда играем, то обязательно акцентируем внимание на цвете: «Вытираем ручки синим полотенцем», «Накормим Катю из жёлтой тарелочки», «Найдём матрёшкам косыночки» и т.д. Мы не заставляем учить – пытаемся сделать так, чтобы они поняли и запомнили.
Форма — это внешнее очертание предмета.
К сенсорным эталонам для нашего возраста относят плоскостные фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и объёмные геометрические тела: куб, шар, параллелепипед ("кирпичик").
Начинать знакомство с формой следует с шара и куба (паралельно с круга и квадрата). Дети узнают о том, что шар круглый, его можно катать, он не колет ручки, а куб наоборот — колет ручки, у него есть углы, его нельзя катать, зато можно строить башню (1 — 2 года). На данном этапе хорошо поиграть в "волшебный мешочек" — в мешок насыпать кубики и шарики — ребёнок на ощупь должен доставать заданную фигуру (3 — 4 года).
При знакомстве с кругом и квадратом необходимо также подключать чувственный опыт: пальчиком не отрывая руки обводить круг; показывать уголки у квадрата.
При знакомстве с формой необходимо придерживаться определённой последовательности:
1. Практические действия (1 -2 года)
предполагается использование определённых дидактических игр (доски Сегена – рамочки с выемками; рамки Монтессори, "почтовые ящики" — коробочки различного вида с отверстиями разной формы). На данном этапе ребёнок оперирует словами "такой — не такой", не называя форму предметов. Например, «Найди предмет такой же формы».
2. Зрительное восприятие формы (2 — 3 года).
Ребёнка знакомят с эталонами плоских, а затем объёмных фигур без запоминания их названий и без практических действий с ними. Например, «Найди такую же игрушку по форме».
Величина — это значимое свойство предмета (размер, объём, протяжённость), которое измеряется путём сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов.
Признак величины является относительным при сравнении на глаз: так кукла кажется маленькой по сравнению с домом и большой по сравнению с пупсиком. Или маленькая машинка – большая машина и т.д.
Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде: все задания должны быть направлены на сравнение предметов. Например, «Соберём пирамидку».
При обучении необходимо соблюдать ряд правил:
- Предлагать предметы сравнивать только по одному параметру (только по величине или высоте).
- Сравнивать предметы одинаковые по форме и цвету.
- Сначала сравнивать предметы, которые резко отличаются по величине, затем добавляем третий объект — средний.
- Параметры величины озвучивать словами и подкрепляющими жестами, от детей сразу не требовать повторения названий.
- Сначала величину обозначают словами "такой — не такой", затем большой — маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий — низкий, длинный — короткий и т.д.)
Последовательность знакомства с величиной:
1. Практические действия. Подразумевается использование предметов бытового характера и специальных развивающих игр. Закрывать коробочки крышками разного размера, собирать отдельно большие и маленькие кубики (ложки, орехи...), складывать башенки, собирать пирамидки, нанизывать бусы и т.д.
Выполняя игровые действия с предметами и игрушками, ребёнок начинает понимать, что от умения определять величину, зависит итог игры и величина становится для него значимым признаком.
2. Зрительное восприятие величины (1, 5 — 3 года) и сравнение путём наложения и присоединения (после 2,5 лет).
Количество — это категория, которая характеризует предметы и явления оружающего мира со стороны числа, объёма.
В рамки сенсорного развития данная категория входит только в раннем возрасте (1-3 года) и включает в себя понятия "один", "много", "мало", "ни одного" (пусто).
В дальнейшем количество изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Обучение по различению количества следует начинать с практических действий с предметами и явлениями окружающей действительности, а также с игровым материалом. И лишь потом вводит картинки с их изображением.
Во время еды можно сравнивать количество чая в стаканах, количество каши в тарелке... На прогулке наблюдать за деревьями, облаками, цветами..... На занятиях с различными предметами (карандаши, листики, краски...)
На всех видах развивающих игровых ситуаций с самого раннего возраста ведется систематическая работа по формированию сенсорных эталонов, развитию зрительного восприятия, всех сохранных анализаторов, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением.
Успех психолого-педагогической коррекции сенсорного развития детей с нарушением зрения во многом зависит от времени ее проведения и знания закономерностей формирования механизмов зрительного восприятия в онтогенезе.
Литература:
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., Воспитание сенсорной культуры у ребенка[Текст]: – М.: Пр., 1988. – 243с.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А., Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения[Текст]: – М.: ВЛАДОС, 2000..
- Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение[Текст]: Учебно – методическое пособие для педагогов. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. – 128 с.
- Плаксина А.И. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения[Текст]: М.: «Просвещение», 1985. – 243 с.
|