Уразбахтина Юлия Сергеевна. Формирование сэнсорных эталонов у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Формирование сэнсорных эталонов у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Уразбахтина Юлия Сергеевна

Зрительное восприятие наиболее интенсивно развивается в ранний период жизни ребенка. В течение первого года жизни оно становится ведущим в формировании психических функций и создает основу для последующего познавательного и социального развития. Нарушение зрительных функций в раннем возрасте отрицательно влияет на созревание перцептивных процессов и обуславливает своеобразие психического развития слабовидящих детей. Знание границ сензитивного периода формирования зрительной системы ребенка, во время которого она проявляет максимальную чувствительность к ограничению зрительного опыта, имеет большое значение для своевременного проведения лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на улучшение сенсорно-перцептивных возможностей ребенка.

Скачать конспект

Заболевания сетчатки и зрительного нерва, снижающие поток зрительной афферентации в раннем возрасте, приводят к вторичным депривационным изменениям в проекционных и ассоциативных областях коры. Это усугубляет первичный зрительный дефект и отрицательно влияет на формирование зрительного восприятия ребенка. Особая роль в этом процессе отводится раннему онтогенезу. От того, какого уровня достигнут сенсорные функции в этом возрасте, зависит дальнейшее развитие познавательной деятельности и поведения ребенка. Ведущая роль в формировании зрительного восприятия принадлежит движению глаз. Еще задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно изучает его глазами. Глазодвигательные реакции включаются в восприятие зрительных объектов с первых часов жизни ребенка. Дети с нарушением зрения не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. Кроме того, при частичном зрительном поражении дети, как правило, лишь незначительно используют сохранные анализаторы для восполнения недостающей зрительной информации, что затрудняет формирование образов, представлений и приводит к обедненности зрительного восприятия.

Основное содержание сенсорного воспитания детей с нарушением зрения в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования свойств предметов и объектов окружающего мира.

Усвоение сенсорных эталонов – геометрических форм, величины, цветового

спектра — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д. В ходе формирования общепринятых систем сенсорных эталонов на коррекционных развивающих образовательных ситуациях применяются приемы, которые придают выполнению заданий игровой характер. Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки (сенсорные эталоны), с помощью которых можно сравнивать предметы: эталоны цвета; эталоны формы; эталоны величины.

Такие дидактические пособия и игрушки, как пирамидки, логические кубы, «Сложи картинку», блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

Знакомство с цветом начинаем с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, синего, зелёного.

Основные этапы работы при знакомстве с цветом:

  1. Различение по принципу "такой — не такой".
  2. Зрительное сотнесение цветов.
  3. Закрепление представлений о цвете в слове.

В начале работы вводим эталоны основных цветов: жёлтый цвет как солнышко, красный цвет как помидор, синий — как море, небо, зелёный – как трава. Обязательное подкрепление картинками, которые можно повесить на стенку, доску и т.д. Мы стараемся сделать акцент на четыре основных цвета. Стаканчики под карандаши четырёх цветов. Тарелочки, кружечки тоже по цветам. Когда играем, то обязательно акцентируем внимание на цвете: «Вытираем ручки синим полотенцем», «Накормим Катю из жёлтой тарелочки», «Найдём матрёшкам косыночки» и т.д. Мы не заставляем учить – пытаемся сделать так, чтобы они поняли и запомнили.

Форма — это внешнее очертание предмета.

К сенсорным эталонам для нашего возраста относят плоскостные фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и объёмные геометрические тела: куб, шар, параллелепипед ("кирпичик").

Начинать знакомство с формой следует с шара и куба (паралельно с круга и квадрата). Дети узнают о том, что шар круглый, его можно катать, он не колет ручки, а куб наоборот — колет ручки, у него есть углы, его нельзя катать, зато можно строить башню (1 — 2 года). На данном этапе хорошо поиграть в "волшебный мешочек" — в мешок насыпать кубики и шарики — ребёнок на ощупь должен доставать заданную фигуру (3 — 4 года).

При знакомстве с кругом и квадратом необходимо также подключать чувственный опыт: пальчиком не отрывая руки обводить круг; показывать уголки у квадрата.

При знакомстве с формой необходимо придерживаться определённой последовательности:

1. Практические действия (1 -2 года)

предполагается использование определённых дидактических игр (доски Сегена – рамочки с выемками; рамки Монтессори, "почтовые ящики" — коробочки различного вида с отверстиями разной формы). На данном этапе ребёнок оперирует словами "такой — не такой", не называя форму предметов. Например, «Найди предмет такой же формы».

2. Зрительное восприятие формы (2 — 3 года).

Ребёнка знакомят с эталонами плоских, а затем объёмных фигур без запоминания их названий и без практических действий с ними. Например, «Найди такую же игрушку по форме».

Величина — это значимое свойство предмета (размер, объём, протяжённость), которое измеряется путём сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов.

Признак величины является относительным при сравнении на глаз: так кукла кажется маленькой по сравнению с домом и большой по сравнению с пупсиком. Или маленькая машинка – большая машина и т.д.

Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде: все задания должны быть направлены на сравнение предметов. Например, «Соберём пирамидку».

При обучении необходимо соблюдать ряд правил:

- Предлагать предметы сравнивать только по одному параметру (только по величине или высоте).

- Сравнивать предметы одинаковые по форме и цвету.

- Сначала сравнивать предметы, которые резко отличаются по величине, затем добавляем третий объект — средний.

- Параметры величины озвучивать словами и подкрепляющими жестами, от детей сразу не требовать повторения названий.

- Сначала величину обозначают словами "такой — не такой", затем большой — маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий — низкий, длинный — короткий и т.д.)

Последовательность знакомства с величиной:

1. Практические действия. Подразумевается использование предметов бытового характера и специальных развивающих игр. Закрывать коробочки крышками разного размера, собирать отдельно большие и маленькие кубики (ложки, орехи...), складывать башенки, собирать пирамидки, нанизывать бусы и т.д.

Выполняя игровые действия с предметами и игрушками, ребёнок начинает понимать, что от умения определять величину, зависит итог игры и величина становится для него значимым признаком.

2. Зрительное восприятие величины (1, 5 — 3 года) и сравнение путём наложения и присоединения (после 2,5 лет).

Количество — это категория, которая характеризует предметы и явления оружающего мира со стороны числа, объёма.

В рамки сенсорного развития данная категория входит только в раннем возрасте (1-3 года) и включает в себя понятия "один", "много", "мало", "ни одного" (пусто).

В дальнейшем количество изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Обучение по различению количества следует начинать с практических действий с предметами и явлениями окружающей действительности, а также с игровым материалом. И лишь потом вводит картинки с их изображением.

Во время еды можно сравнивать количество чая в стаканах, количество каши в тарелке... На прогулке наблюдать за деревьями, облаками, цветами..... На занятиях с различными предметами (карандаши, листики, краски...)

На всех видах развивающих игровых ситуаций с самого раннего возраста ведется систематическая работа по формированию сенсорных эталонов, развитию зрительного восприятия, всех сохранных анализаторов, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением.

Успех психолого-педагогической коррекции сенсорного развития детей с нарушением зрения во многом зависит от времени ее проведения и знания закономерностей формирования механизмов зрительного восприятия в онтогенезе.

Литература:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., Воспитание сенсорной культуры у ребенка[Текст]: – М.: Пр., 1988. – 243с.
  2. Ермаков В.П., Якунин Г.А., Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения[Текст]: – М.: ВЛАДОС, 2000..
  3. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение[Текст]: Учебно – методическое пособие для педагогов. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. – 128 с.
  4. Плаксина А.И. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения[Текст]: М.: «Просвещение», 1985. – 243 с.
Просмотров: 899
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Белоусова Наталия Владимировна. Рабочая тетрадь для занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 6-7 лет
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Козуб Татьяна Орестовна. Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Грудова Любовь Яковлевна. Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
  • Залужная Елена Николаевна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. «Мы играем, считаем, глазки лечим, призы получаем!»
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Соловьева Юлия Анатольевна. План-конспект занятия для старших групп по формированию предметных представлений и развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения «Чайная посуда»
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра на развитие сенсорных эталонов для детей раннего возраста «Найди цветочек для божьей коровки»
  • Половкова Алёна Александровна. Бизи-борд, как средство развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Преснецова Людмила Вячеславовна, Иванова Марина Витальевна. Работа по проекту тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Сорокина Татьяна Владимировна. ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь