Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения

Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения

Конструирование означает приведение во взаимоположение предметов частей, элементов. Детское конструирование является практической игровой деятельностью с целью получения заранее задуманного продукта.
В дошкольном учреждении дети конструируют из игрового строительного материала, из бумаги, из мягкого картона, природного материала.
Как показывают тифлопедагогические исследования, продуктивная деятельность детей с нарушением зрения развивается своеобразно. В дошкольном возрасте, когда не все функции зрительной системы сформированы, нарушение зрения ведет, прежде всего, к снижению центрального зрения, как правило, бывает более выражено на одном глазу. Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазных двигательных функций, глазомера, затрудняет фиксацию взора, вызывает затруднения в установлении связей и отношений между предметами. Нарушаются прослеживающие функции глаз. Все это вызывает нарушения пространственной ориентировки детей.


В этих условиях требуется специальный подход к обучению конструированию. Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения не разработана, и ведущими тифлопедагогами: Л.И. Плаксиной, Л.В. Рудаковой, Л.И.Киселёвой разработаны методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.
Обучение детей с нарушением зрения должно начинаться с подготовительных занятий.
Задачи подготовительного этапа:
–  Выявить имеющиеся у детей знания, умения, навыки.
–  Подготовить к занятиям по конструированию на каждом возрастном этапе.
Сформулировать задачи на занятиях для всех возрастных групп:
–  Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-двигательную координацию. Развивать мышцы – глаз, фиксацию взора.
–  Учить воспринимать сенсорные эталоны.
–  Учить выделять объемные предметы в пространстве, учить соотносить форму объемных предметов и эталоны формы.
–  Учить расчленять сложную форму на составные части.
–  Учить соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами.
–  Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, сравнения, группировке, классификации.
Педагогу при фронтальной работе наряду с программными требованиями следует учитывать рекомендации тифлопедагога по организации и проведению занятия.
Индивидуальность подхода на занятиях:
–  В выборе пособий.
У детей с низкой остротой зрения, меньше 0,04 строительные детали должны быть крупными, более 10 сантиметров, а у детей  с остротой зрения больше 0,04 строительные детали могут быть меньше 10 сантиметров. У педагога строительные детали на первых этапах крупные, в середине года средних размеров, а в конце года могут быть такого же размера как у детей. В младшей и средней группах цвет деталей образца должен совпадать с цветом деталей постройки.
–  В выборе посадки.
Занятия желательно проводить с подгруппами детей.
Нельзя детей усаживать полукругом, так как крайние дети видят под углом. Необходимо усаживать детей справа и слева около образца. Детей усаживать таким образом, чтобы они видели
образец со стороны лучше видящего глаза. Педагог находится за постройкой.
Конструирование в первой младшей группе.
Программа.
–  Учить узнавать, соотносить по форме, цвету куб, кирпич, пластину.
–  Способствовать умению создавать небольшие конструкции: заборчик, дорожки.
–  Учить работать с бумагой. Мять, формировать линию сгиба.
Виды строительных материалов:
–  Напольный крупный строитель.
–  Настольный мелкий строитель.
–  Бумага.
–  Двигатели-конструкторы: стержни с нанизывающимися колечками, желательно пластиковыми, не стучат, легкие.
Приемы работы:
–  Знакомство с материалом.
Обследование деталей проводится приемом "рука в руке".
Необходимо помнить о том, что дети плохо различают начало и конец детали. Горизонтальную плоскость необходимо показывагь слева направо пальчиками. Затем следует обыграть обследование исходя из программных задач с целью закрепления понятия. Далее проводится обследование вертикальной плоскости (сверху вниз), пальчиками.
Широкая плоскость обследуется ладошкой, узкая – пальчиками.
Эта работа проводится в течение года, поэтапно, в зависимости от успешности усвоения материала.
–  Напоминание.
Задаются короткие вопросы, как показать широкую плоскость, узкую и т.д. Оценка показа положительная.
–  Подбор наглядности.
Образец. Части образца более 10 сантиметров.
Предварительная работа.
–  Учить рассматривать предмет.
Учить рассматривать фронтальную иллюстрацию. У детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации.
Учить рассматривать образец. Учить анализировать конструирование идентичной постройки рядом с образцом. Учить анализу в целом, затем по крупным деталям, далее по мелким деталям и снова проводить анализ в целом. Оценка деятельности детей положительная. В конце года вводится отрицательная оценка в отношении самостоятельности ребенка.
Конструирование во второй младшей группе.
Программа.
– Учить конструировать из четырех частей.
– Учить строить дорогу и заборчик.
– Одноэтажные дома.
– Ворота.
– Мебель: стол, стул, диван.
– Мост.
– Горки.
– Учить работать с природным материалом.
– Учить работать с бумагой: складывать двухстороннюю цветную бумагу, формировать линию сгиба, совмещать стороны.
Первые два-три занятия проверочные. При необходимости один-полтора месяца работать по программе 1 младшей.
Виды строительного материала:
–  Напольный строитель. Добавляются детали: пирамиды, круги разных размеров.
–  Мелкий конструктор в форме цветных кирпичиков и кубов
(четыре основных цвета + оранжевый цвет).
–  Пластиковый строитель с пупырышками, белым и голубым
(для конца года).
–  Природный материал в конце года.
–  Бумага.
Приемы работы:
–  Показ: полный, поэтапный, с объяснением (совместная работа).
–  Рассматривание (в конце года). Самостоятельная работа.

 

–  Прием напоминания.

–  Творческий прием: в форме совета подсказать творчество.
Предварительная работа.
– Учить рассматривать предмет.
– Учить рассмтривать иллюстрацию (у детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации. Рассматривание иллюстрации обязательно, так как дети, не имеющие бинокулярного зрения постройку видят в плоскости. Иллюстрацию можно выполнить при помощи аппликации).
Напольное конструирование.
Рядом с образцом педагог выполняет постройку, анализируя этапы. Затем дети выполняют постройку при помощи педагога. Можно выполнить общую постройку. При анализе педагог показывает положение деталей ладонью. Дети повторяют показ. В концегода в анализ включается оценка по цвету, по деталям. Обращается внимание на эстетичность выполнения.
Настольное конструирование.
При настольном конструировании показ можно провести в двух вариантах.
1-й вариант.
Педагог показывает образец на столе.Дети находятся справа и слева от образца, со стороны лучше видящего глаза.
2-ой вариант.
Показ на фронтальном фланелеграфе издеталей более  10 см. Фон контрастный.


Конструирование в средней группе.
Программа.
Учить конструировать из  5-6 частей.
–  Заборы, дорожки, этажные дома, ворота (в начале года повторяются, но при этом используются другие детали.)
– Мебель: стол, стул, диван, кровать, стеллаж. Домики двух и трёх этажные.
– Гаражи разной модификации, мосты, горки.
– Транспорт наземный, водный, воздушный.
– Коллективные постройки по подгруппам одновременно, но с разной тематикой.
– Учить работать с природным материалом.
– Учить работать с бумагой. Сгибать двухцветную бумагу, совмещать стороны, углы, формировать линию сгиба.
Виды строительных материалов.
– Куб, кирпич, пластина, призма, брусок, цилиндр. Возможно использование конусов, пирамиды, но без названия и обследования.
– Пластилин.
– Бумага.
– Природный материал.
Приёмы работы:
– Учить обследованию деталей.
– Учить определять три размера деталей: большой, средний, маленький.
– Учить определять устойчивость деталей.
–  Учить планировать последовательность постройки.
– Показ. Вначале года сохраняется поэтапный показ, со словесным объяснением. В середине года при показе объединяются два-три элемента. Во второй половине года полный показ с анализом, затем воспроизведение по запоминанию. В конце года самостоятельная постройка по напоминанию.
– Анализ работы. Направлять детей на самостоятельное выделение основных частей, затем мелких деталей по величине, цвету, форме и пространственному расположению относительно друг-друга.
– Подбор деталей. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме, величине.
– Творческий. Учим детей самостоятельному отбору игрового материала. При этом обращается внимание детей на цвет, величину, форму и эстетичность.
– Работа с бумагой. Учить сгибать двухцветную бумагу, соединяя углы или стороны. Место сгиба педагог отмечает видимой ребёнку линией. В дальнейшем место сгиба можно отмечать пунктиром.
Дополнительно можно использовать клей, цветные карандаши и ножницы для оформления постройки.
– В оценке деятельности детей учитывать способность ребёнка доводить работу до конца, умение подчинять свой интерес и желания поставленной общей работе.
Конструирование в старшей группе.
Программа.
– Учить называть точным словом и уметь использовать новые формы деталей.
– Усложнение качества: уметь показать в постройке красоту симметрии по форме, цвету, пространственному расположению.
– Учить передавать точность натурального предмета.
– Во втором полугодии ввести сюжетные постройки: аэропорт, магазин, зоопарк.
– Постройки в двух, трёх вариантах.
Продолжать учить работать с бумагой: в соответствии с лексическими темами.
 Виды строительного материала:
Используются те материалы, что использовались при конструировании в средней группе. Дополнительно вводятся новые объёмные формы: цилиндр, конус, арки, половины кубов и шаров.
Подготовительная работа:
Выясняются возможности детей к конструированию, их знания, умения, навыки.Детально обследуются натуральные предметы, представленные для постройки. Согласно возможностям детей формируются подгруппы для занятий.  
Приёмы работы.
 – Учить  сравнивать образец в объёмном и плоскостном изображении.
– Учить выделять самостоятельно крупные и мелкие детали, определять их форму, величину, пространственные отношения.
– Учить планировать этапы создания постройки и запоминать последовательность.
– Учить видоизменять постройку путём замены деталей.
– Учить создавать нужную деталь из частей.
– Учить строить по словесному указанию на основе наблюдения изображения.
– Продолжать учить работать с бумагой. Учить читать простейшие схемы изготовления поделок, познакомить с обозначениями, принятыми в Оригами.
–  Творческий приём.
– Оценка.
Конструирование в подготовительной группе.
Программа.
Учить конструировать из  10-12 частей.
– Транспорт во взаимодействии с окружающими предметами.
– Мосты.  Здания.
– Работа с бумагой. Изготовление поделок в соответствии с лексическими темами. Этапы конструирования соотносить со схематичным изображением.
Виды строительного материала.
– К материалам, что использовались в старшей группе, добавляются строители «ПСКОВ», «РУСЬ», «НОВГОРОД».
Подготовительная работа.
– Знакомство с содержанием сюжета постройки через наблюдение реальных событий, экскурсии, чтение книг.
– Наблюдение объектов и анализ деталей.
– Сравнение похожих объектов и сравнение деталей этих объектов.
Приёмы работы.
– Учить читать чертёж, определяя пространственное положение деталей, их величину.
– Учить определять на глаз, какие детали по форме и величине подходят для данной постройки. Выбирать цвет деталей.
–  Продолжать учить планировать весь ход строительства.
– Учить сооружать постройки во взаимосвязи, выполняя сюжетную постройку.
– Даются словесные указания при самостоятельной работе.
– Ставятся задачи на развитие конструкторских способностей.
– Можно использовать приём поэтапного показа при выполнении сложных построек.
– При работе с бумагой использовать приём поэтапного показа.

Количество занятий.
1 младшая группа.
в первом полугодии  – 1 раз в месяц.
Во втором полугодии – 2 раза в месяц.
2 младшая группа – 2 раза в месяц.
Средняя группа – 2 раза в месяц.     
Старшая и подготовительная группы – 4 раза в месяц.

Литература:
Плаксина. Л.И. Плаксина Методические рекомендации для коррекционной-
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.
Л.И. Киселёва. Методические рекомендации для коррекционной-
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
3.В.Лиштван. Конструирование. Москва, 1981 г.
Т.С. Комарова. Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию. Москва «Просвещение» 1985.
3.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. Москва
«Просвещение» 1992.

Просмотров: 826
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Надежда Сергеевна Рыбак. Как учить стихи играючи
  • Плотникова Антонина Анатольевна. «НАДО ЛИ УЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА?»
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Евгения Андреевна Микенина. КОНСПЕКТ занятия по программе «Прикладное творчество» в группе третьего года обучения «Работа с бумагой» «Грибной дождь»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Никишина Людмила Гаджиевна. Консультация для педагогов 'Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке'.
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Федотова Любовь Сергеевна. Конспект НОД открытого занятия по конструированию из строительного материала для детей старшей группы «Мост для Буратино»
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Петухова Елена Владимировна. КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА С ЛОГОПЕДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «ТРАНСПОРТ»
  • Кузнецова Ирина Викторовна. Инновационные средства обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Пособие «Прозрачный мольберт»
  • Курганова Екатерина Борисовна. Консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Барышев В.В.. Поделки из компьютерных деталей.
  • Шулакова Ольга Ивановна. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
  • Гордеева Татьяна Анатольевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «МАША И МЕДВЕДЬ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)
  • Никишина Людмила Гаджиевна. Конспект занятия по СБО в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения
  • Белякова Елена Николаевна. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
  • Бакалеева Елена Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения в средней группе (4-5 лет) Тема: «Путешествие по родному городу»
  • Стрелкова Н. В., Соснина Е.В.. Конспект дидактической игры для детей с нарушением зрения в средней группе «Веселые рыбки»
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционной направленности с детьми средней группы с нарушением зрения Тема:«Парк отдыха»
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Маркова Евгения Вячеславовна.. Совместная деятельность по познавательному развитию для детей с нарушением зрения «Тайна чернил» в подготовительной к школе группе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь