Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.

Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.

Книга одно из первых произведений искусства, с которым знакомится ребенок. Она представляет собой синтез искусства слова, полиграфии и изображения (иллюстрации).

Иллюстрация помогают понять литературный образ, украшает книгу, создает «пространственное изображение литературного произведения».

Основные средства выразительности книжной графики – рисунок и цвет.

Цвет помогает в передаче эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе.

Иллюстрации выполняют ряд важнейших функций, одна из которых коррекционно-развивающая. Она является очень значимой для детей с нарушением зрения.

 

В процессе восприятия изображений, их использования в познавательной и игровой деятельности обогащается чувственный опыт, развивается речь, мышление. Специализированные книги, созданные с учетом особенностей восприятия и психологии детского возраста, помогают расширить возможности ознакомления детей с нарушением зрения с окружающим миром, способствуют социальной адаптации и приобщению к чтению в более раннем возрасте.

С учетом особенностей восприятия детей с нарушением зрения в книгах используются такие приемы:

  • Конгревное (рельефное) теснение по контуру изображения,
  • Высокое рельефное изображение,
  • Вставки из материалов разной фактуры,
  • Музыкальное сопровождение.

Книги позволяют провести с детьми самые разнообразные занятия:

  1. Посвятить занятие детальному зрительному и тактильному обследованию. Четкий контур, выделенный конгревом, можно легко «прочитать» пальчиком, а также обследовать высокий рельеф изображения, вставки из материалов разной фактуры. Можно обследовать фонариком. После обследования необходимо задать детям вопросы по иллюстрациям и сюжету книги.
  2. Провести занятие, посвященное пересказу или рассказу по ролям.
  3. Поговорить с детьми о реальном и фантастическом (сказочном) после прочитанного и увиденного.
  4. Некоторые книги могут быть использованы для инсценировки. В этом воспитателю и детям может помочь трехмерный сказочный игровой набор, который прилагается к комплекту книг.
  5. Книги можно использовать в индивидуальной работе с детьми на закрепление счета, знакомстве с буквами, закреплении знаний по лексическим темам (животные, птицы, профессии, времена года).

Конструкции в книгах также «работают» на то, чтобы облегчить восприятие иллюстраций: они разграничивают передний и задний планы, придают картинам дополнительный объем. Отсутствие мелких деталей также способствует облегчению восприятия значимых деталей, целостности восприятия.

Книги можно рассматривать вертикально, а для удобства обследования класть на стол.

Таким образом, специальные книги для детей с нарушением зрения позволяют ребенку увидеть и почувствовать красоту иллюстраций, ощутить контур изображений, познакомиться с искусством книжной графики.

Просмотров: 426
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Подоприхина Галина Павловна. Педагогический проект «Книги разные нужны, книги разные важны»
  • Бадунова Ольга Михайловна. Коррекционное занятие по коррекции временных представлений у детей с нарушением зрения в подготовительной группе
  • Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  • Дудкина Е.В и Николаева Г.П.. Создание социальной книги с детьми РАС
  • Синельникова Вера Александровна, Бобровникова Галина Михайловна. Коррекционно-развивающее занятие по гармонизации эмоциональной сферы детей с нарушением зрения 5–7 лет 'Здравствуй, Пеппи!'
  • Никишина Анна Михайловна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы с нарушением зрения. Тема: «Птичий двор»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с нарушением зрения, тема: «Волшебница зима»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 5-6 лет с нарушением зрения, тема: «Как повстречались лето и осень»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 5-6 лет с нарушением зрения, тема: «День рождения берёзки»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в Типографию»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Никишина Людмила Гаджиевна. Конспект занятия по СБО в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения
  • Шаршукова Ирина Юрьевна. Интегрированное занятие «Ходит в небе солнышко» в группе для детей 5-6 лет с нарушением зрения
  • Иванова Екатерина Анатольевна. Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии»
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Скворцова Надежда Никоноровна, Искимжи Екатерина Петровна. Занятие по экологии в старшей группе, для детей с нарушением зрения «Лягушка»
  • Белякова Елена Николаевна. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Бояршинова Валентина Александровна. Особенности формирования словаря у детей с нарушением зрения
  • Кузнецова Светлана Александровна. Социализация детей с нарушением зрения в современном мире
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей в старшей специализированной группе с нарушением зрения Тема занятия: «Дикие животные севера»
  • Карасева Ирина Леонидовна Караборина Ирина Анатольевна. Основные направления социализации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь