Книга одно из первых произведений искусства, с которым знакомится ребенок. Она представляет собой синтез искусства слова, полиграфии и изображения (иллюстрации).
Иллюстрация помогают понять литературный образ, украшает книгу, создает «пространственное изображение литературного произведения».
Основные средства выразительности книжной графики – рисунок и цвет.
Цвет помогает в передаче эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе.
Иллюстрации выполняют ряд важнейших функций, одна из которых коррекционно-развивающая. Она является очень значимой для детей с нарушением зрения.
В процессе восприятия изображений, их использования в познавательной и игровой деятельности обогащается чувственный опыт, развивается речь, мышление. Специализированные книги, созданные с учетом особенностей восприятия и психологии детского возраста, помогают расширить возможности ознакомления детей с нарушением зрения с окружающим миром, способствуют социальной адаптации и приобщению к чтению в более раннем возрасте.
С учетом особенностей восприятия детей с нарушением зрения в книгах используются такие приемы:
- Конгревное (рельефное) теснение по контуру изображения,
- Высокое рельефное изображение,
- Вставки из материалов разной фактуры,
- Музыкальное сопровождение.
Книги позволяют провести с детьми самые разнообразные занятия:
- Посвятить занятие детальному зрительному и тактильному обследованию. Четкий контур, выделенный конгревом, можно легко «прочитать» пальчиком, а также обследовать высокий рельеф изображения, вставки из материалов разной фактуры. Можно обследовать фонариком. После обследования необходимо задать детям вопросы по иллюстрациям и сюжету книги.
- Провести занятие, посвященное пересказу или рассказу по ролям.
- Поговорить с детьми о реальном и фантастическом (сказочном) после прочитанного и увиденного.
- Некоторые книги могут быть использованы для инсценировки. В этом воспитателю и детям может помочь трехмерный сказочный игровой набор, который прилагается к комплекту книг.
- Книги можно использовать в индивидуальной работе с детьми на закрепление счета, знакомстве с буквами, закреплении знаний по лексическим темам (животные, птицы, профессии, времена года).
Конструкции в книгах также «работают» на то, чтобы облегчить восприятие иллюстраций: они разграничивают передний и задний планы, придают картинам дополнительный объем. Отсутствие мелких деталей также способствует облегчению восприятия значимых деталей, целостности восприятия.
Книги можно рассматривать вертикально, а для удобства обследования класть на стол.
Таким образом, специальные книги для детей с нарушением зрения позволяют ребенку увидеть и почувствовать красоту иллюстраций, ощутить контур изображений, познакомиться с искусством книжной графики.
|