Человек рождается и познаёт окружающий мир. Важную роль в этом процессе играет зрение. С каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями.
Находясь в социуме, ребёнок с нарушением зрения может испытывать трудности на занятиях, в игровых ситуациях, в общении со сверстниками, трудности самообслуживания, что приводит к формированию комплекса неполноценности. Социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе. Специальным образом организованная целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа, в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной должна помочь детям приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности.
Тифлопедагог играет ведущую роль в процессе социализации дошкольников с нарушением зрения, т.к. он формирует у детей алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем мире, с помощью нарушенного зрения, так и используя сохранные анализаторы.
Одна из актуальных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения — это ориентировка в пространстве.
Дети с нарушением зрения не в полной мере владеют схемой тела, не имеют четкого словаря, отражающего направления движения. Вследствие нарушений ориентировки в пространстве у детей формируется своеобразное представление об окружающей среде, которое не отражает реальных пространственных связей между предметами. Так же у детей наблюдается отсутствие необходимого запаса слов; отмечается сложность удерживания в речевой памяти развернутых высказываний и правильность грамматического конструирования предложения. Из-за нарушения зрительного восприятия у дошкольников возникают трудности в употреблении предлогов. Дети допускают различные ошибки: неправильно изменяют падежные окончания, пропускают предлоги, ошибаются в понимании пространственных предлогов–антонимов ( «из-за – из-под», «над – под», «от – к», «за – перед»). Поэтому формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением зрения и речи является одной из важных сторон коррекционной работы.
Работу по закреплению полученных знаний и умений в использовании пространственных предлогов необходимо включать во все виды детской деятельности.
На занятиях закрепляю знания детей о лексическом значении предлогов, расширяю и автоматизирую их пространственный словарь.
Предлагаю задания на составление предложений по картинкам, выделение предлогов в тексте, составление предложений по опорным словам. Для поддержания интереса использую сюжетные картинки, использую готовые схемы и упражнения на самостоятельное выкладывание схем предложения.
В работе по закреплению у детей умений строить предложно-падежные конструкции использую задания, направленные на определение пространственного расположения предметов выраженных предлогами пространственного значения: в, на, под и другими, учу детей выполнять действия с предметами.
Напоминаю детям, что обозначает тот или иной предлог и обязательно демонстрирую его схему. Тут же использую упражнение «Поймай предлог», когда из ряда «маленьких слов» надо выделить изучаемый и хлопнуть в ладоши. При этом происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога, что развивает фонематический слух, внимание и способствует запоминанию пройденного предлога.
Затем детям предлагаю задания на понимание обобщённого значения предлогов, например: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? На стуле, на окне, на полке и т.д.
После ознакомления дошкольников с двумя оппозиционными предлогами, мы продолжаем совершенствовать умение их использования уже в сравнении. Например, «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». Даю такие задания: положи кружок... стол, а грибок... стул. С помощью вопросов: «Понятно, как надо выполнить действие? «Одинаковые или разные действия надо выполнить?», учу детей вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.
Одним из основных приёмом в моей работе является игра. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам! Подобрав дидактические игры и упражнения, предлагаемые различными авторами: О.С. Яцель, Г.С. Швайко, В.В. Волина, Е.А. Левчук, Н.В. Серебрякова, разделила их по группам, в соответствии с указанными выше этапами.
Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игру провожу в двух вариантах.
Первый вариант, когда дети разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия, ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы из лейки, ты положил ложку на стол, и т.д.). Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.
Второй вариант, когда инсценирование ситуации происходит на столе с помощью реальных предметов. Под строчки стихов или небылиц ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа. Например, я читаю стихотворение
Дети с большим интересом выполняют такое упражнение, как «Вставь пропущенный предлог» (Дети сели... самолёт). Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации. Например: Яблоки лежат под столом. Кошка лежит на диване. Для лучшего усвоения значений предлогов детям предлагаю пары картинок, нужный предлог подбирается по ситуации.
Провожу с детьми беседы на темы «Пространство и время, «Вверх и вниз», «Далеко, близко, высоко, низко», «Как ориентироваться на местности», что позволяет дошколятам узнать интересные сведения об окружающем мире, развивает их речь, расширяет словарный запас и кругозор.
Использую различные игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует с предметами, расставляя их в нужное место, и называет предлог); с рассматриванием картинок (где? назови) и логические упражнения без наглядной опоры – словесные задачи без картинок и игрушек.
Например, игру «Расположи красиво мебель в нашей комнате» или «Машина едет по дороге», которую обожают мальчики из моей группы. Игры имеют несколько вариантов с постепенным усложнением.
Провожу словесные игры такие как: «Что где лежит или стоит у нас в группе?», «Где находится твоя любимая игрушка в группе», «Куда спрятали игрушку», «Придумайте предложение о каком-либо предмете, который находится в нашей группе с предлогами (в, на, за, под, около)».
Закрепляю понимание пространственных предлогов и в трудовых поручениях типа «Посади куклу на диван», «Поставь матрешку на верхнюю полку».
Таким образом, комплекс занимательных заданий и игровых упражнений, которые я использую во всех видах детской деятельности, качественно обогащает и активизирует словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствует их речевое общение, совершенствует ориентировку в большом и малом пространстве. Так же занятия и игры способствуют созданию целостного обобщенного образа осваиваемого пространства, развитию у детей навыков общения, формированию интеллекта, совершенствованию практической деятельности.
Список литературы:
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — Спб, 1999.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — Спб, 2001.
- Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. — М., 1987.
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. — М., 1981.
|