Бояршинова Валентина Александровна. Особенности формирования словаря у детей с нарушением зрения

Особенности формирования словаря  у детей с нарушением зрения
Валентина Александровна Бояршинова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №24 «Пчёлка» комбинированного вида г.Бердска
Воспитатель первой категории
Прислушайтесь, как говорят вокруг….  Где же он наш великий и могучий русский язык, что с ним стало? К сожалению, сегодня,  редко кто заботится о красоте, чистоте и грамотности речи, а ведь речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Появление и становление речи приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для развития устных и письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Молодые родители чаще всего не следят за выбором  слов в беседах со своими детьми, поэтому огромная  ответственность по формированию и обогащению словаря дошкольников встаёт перед работниками дошкольного учреждения.
 В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи.
Процесс освоения родного языка идёт постепенно и проходит несколько этапов, претерпевая как количественные,  так и качественные изменения.
          Работая  с детьми с нарушением зрения, я поняла, что мои дети с трудом овладевают словарным запасом, отстают в этом направлении от своих сверстников, посещающих общеразвивающие группы. Дети с нарушением зрения   быстро  утомляются, плохо запоминают, с трудом могут  сосредоточиться. Учитывая то, что  в дошкольном возрасте работа над словом расширяет  представления  малыша об окружающем  мире, углубляет его чувства, организует социальный опыт, я стала серьезное внимание уделять обогащению словарного запаса у своих воспитанников.
Изучив специальную литературу и проведя целенаправленное речевое обследование качественного и количественного состава словарного запаса детей с различными зрительными нарушениями, пришла к выводу, что развитие речи данной категории детей имеет свои особенности, а именно:
 -  изменяется темп развития;
 -  нарушается словарно-семантическая сторона речи;
 - появляется "вербализм", из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко употребляются развернутые высказывания;
 - речь   детей с нарушением зрения выполняет, прежде всего, компенсаторную функцию, которая обеспечивает сферу чувственного познания.
Зная и учитывая особенности речевого развития детей с нарушением зрения, я выстроила осознанную, эффективную систему работы по формированию словаря своих воспитанников. В связи с тем, что пополнение лексического запаса слов, происходит  в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, входит в его сознание через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, поэтому я  проводила работу по активизации  сохранных анализаторов.  То есть создавала такие условия, при которых процесс усвоения     слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов (ребенок осматривает предметы, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается  к их звучанию, пробует  на вкус, нюхает).
    Для детей 3-4 лет  использовала такие методы, как: наблюдение за объектами ближайшего окружения, целевые прогулки, осмотр помещений, рассматривание и обследование предметов, рассматривание картин, игры - занятия с образной куклой, дидактические игры с игрушками, хороводные игры, сюжетно - ролевые игры на бытовые темы, чтение сказок, стихов, потешек, прибауток. Для достижения положительных результатов, более стойкого интереса детей  к образовательной деятельности я сопровождала свои действия и действия детей словом; многократно называла  предметы и действия; обеспечивала  активное подражание детей речевому образцу; активное действие детей по обследованию предмета, включение двигательного, слухового и других анализаторов; широко использовала игровые приемы (сюрпризные моменты: появление предметов, неожиданное исчезновение и поиск, игровые действия, игровые атрибуты и другое), наглядность, в соответствии с офтальмологическими требованиями (яркая, контрастная, на разных фонах, с небольшим количеством деталей, либо объёмные предметы); предлагала свой рассказ, а дети добавляли его недостающим словом или словосочетанием.
    В работу с детьми  среднего  возраста, я добавила беседы об игрушках, описание игрушек и составление загадок по ним, словесно-дидактические игры. Для формирования умения вычислять качества и свойства предметов и игрушек я широко использовала прием сравнения. Чтобы научить детей последовательно строить сравнение, видеть значимые особенности, наиболее четко подбирать нужное слово я применяла такие приемы, как вопросы и указания, объясняла этимологию слов. С целью закрепления правильного словоупотребления  организовывала драматизации, инсценировки с игрушками, сюжетно-ролевые игры.
Продолжая работу по обогащению словаря детей старшей группы, я
расширила круг наблюдаемых объектов; увеличила набор предметов и материалов, их признаков; стала использовать поисковые вопросы, вопросы-размышления; знакомить с новыми словами в определенном контексте, создавала речевые ситуации.
    Учитывая то, что у детей старшего дошкольного возраста      появляется большой интерес к слову, к его значению,  я уделяла     большое внимание работе над  семантизацией лексики. В моей     практике нашли широкое применение следующие приемы, как:
•    объяснение значения слов путем показа картинки,
•    объяснение этимологии слов,
•    подбор синонимов и антонимов,
•    сравнение слов по звучанию и значению.
Для закрепления и активизации словаря шестилеток   широко использовала разнообразные приемы работы:  рассматривание игрушек; рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием; дидактические игры и лексические упражнения;  словесные игры; отгадывание готовых загадок и объяснение отгадок; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду, отгадывание загадок-присказок;  составление рассказов  детьми.
Старшие дошкольники любят игры с мячом в кругу.  Например, «Назови близкое по значению словечко»: я называю слово и бросаю  мяч ребёнку. Ребёнок называет слово с близким значением и возвращает мяч. Или называю словосочетание со словами, имеющими переносные значения: золотая голова, золотые руки, золотая осень, а дети их толкование. В игре
« Запомни и нарисуй» дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами: ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие. Использую приём парного взаимодействия – это задание дети выполняют парами, рисуют на одном листе бумаги одним набором карандашей, договариваются, чтобы предметы не повторялись. Уточнению значений слов служит и работа над обобщающими наименованиями овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и другие. Дети знакомятся с понятием живой - неживой предмет и используют это знание в играх типа «Отгадай предмет»: я, а затем кто-то из детей загадывает предмет, дети его отгадывают, задавая вопросы. Вопросы к детям задаю так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет». Это живой предмет? Это овощ? Это дерево? У него есть иголки?
 Словарную работу  осуществляю во всех видах детской деятельности. Непосредственное общение с детьми в течение всего дня, во время всех режимных моментов  - умывания, одевания, приёма пищи, труда детей, игровой деятельности, совместной деятельности, на прогулках, на занятиях по различным образовательным областям, в творческой художественной деятельности расширяет словарь детей. Использование технических средств позволяет реализовывать задуманное в благоприятной, эмоционально окрашенной атмосфере. Организация в группе центров по развитию речи: театрализованного уголка, центра игр – драматизаций, центра дидактических и речевых игр -  все это позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.
Язык нельзя просто выучить, им нужно овладеть. Решить эту задачу помогает использование комплексного подхода, а именно: целенаправленная, одновременно лечебно-восстановительная  и     коррекционно-развивающая работа. При правильном и последовательном руководстве взрослых (воспитателя, дефектолога, музыкального руководителя, хореографа, родителей)  словарь детей с нарушением зрения достигает нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности во всех видах деятельности.
Литература:
1. Бабина Е.С.  Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих дошкольников;
2. Бородич А.М.  Методика развития речи;
3. Методика развития речи / под редакцией  Федоренко Л.П.,  Фомичевой Г.А., Лопарева В.К.;
 4. Плаксина Л.И. Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения;
5. Покутнева С.А.  Развитие устной речи слабовидящих дошкольников;
6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей;
7. Шипицина Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения.

Просмотров: 592
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Кузнецова Светлана Александровна. Презентация 'Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи'
  • Ефремова Оксана Васильевна. Консультация для воспитателей «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в Типографию»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Бадунова Ольга Михайловна. Спортивные игры для детей с нарушением зрения
  • Краснова Виктория Степановна. Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения»
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Бакулина Алена. Особенности речевого развития детей-сирот с нарушением ЦНС раннего возраста
  • Стрелкова Н. В., Соснина Е.В.. Конспект дидактической игры для детей с нарушением зрения в средней группе «Веселые рыбки»
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Шмайлюк Лилия Алексеевна. «Игры с предлогами для детей с нарушением речи»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь