Мансурова Валентина Борисовна, МБДОУ № 104 г. Томска
В последнее время все больший процент занимают дети с общим недоразвитие речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словаря не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.
Независимо от особенностей структуры речевого дефекта, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.
Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить ее с использованием многообразных игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра, и как вариант – упражнение. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.
Существуют большие возможности использования словесных дидактических игр и упражнений как воспитателю, так и логопеду.
Работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь.
Дидактические игры и упражнения, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, поэтому важно определять, в какое время в режиме дня целесообразно их проводить. Решая этот вопрос, воспитатели, прежде всего, должны устанавливать степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. Самый благоприятный период – это после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры и упражнения, а также интересно поиграть в уже знакомые.
Таким образом, использование словесных дидактических игр и упражнений способствуют развитию словаря детей и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Данное направление работы актуально и для детей с нормальным речевым развитием, так, как и у них отмечаются трудности с овладением словаря.
Игра: «ЦЕПОЧКА».
Цель: замена названий деревьев в скороговорках.
Ехали мы, ехали. До ЕЛИ доехали, ЕЛЬ объехали И к СОСНЕ поехали.
Ехали мы, ехали. До СОСНЫ доехали, СОСНУ объехали И к КЛЁНУ поехали…
Игра «Идем по кругу»
Цель: развивать чувство ритма, тренировка в произношении звука «Ж».
Воспитатель показывает ребенку жука, вырезанного из яркой бумаги, и кладет его на стульчик. Ребенок идет по кругу, логопед певуче повторяет русскую потешку:
Жук-жучок, Не летай в озерышко. Улетишь высоко – Упадешь глубоко.
Уж ты на землю падешь – Тебя мышка съест. Уж ты на воду падешь – Тебя рыбка заглотнет.
Ребенок во время чтения потешки поднимает руки, встает на цыпочки или садится на корточки, изображая жука. Когда потешка прочитана, ребенок приседает и повторяет «Жу-жу-жу». Игра повторяется несколько раз.
Игра «Змейка»
Цель: развивать чувство ритма, тренировка в произношении звука «Ш».
Воспитатель показывает змейку на картинке ребенку. Ребенок рассматривает ее, педагог предлагает изобразить ее.
Эй-ка, эй-ка! Голубая змейка! Объявись, покажись, Колесом покрутись!
Ребенок кладет руки на пояс логопеду, и вместе маленькими шажками продвигаются вперед (можно расставить преграды: кубики, стулья, натянутая веревка и т.п.). «Змейка» шипит: «Шшшш-ш-ш». Следить за четкостью произношения звука.
«Отгадай, на что я смотрю», «Назови, на что смотришь ты».
Цель: учить детей описывать предметы.
Например. «Маленькая, с двумя дырочками, белого цвета, пришита». (Пуговица)
«Белая, с цветочком; есть ручка; может разбиться; ее моет мама, когда попьет кофе», (Чашка)
«Сделана из бумаги; большого размера; много букв; но есть и картинки; сообщает последние новости; ее очень любит папа». (Газета)
ИГРА «Сорока – Белобока»
Цель: учить детей образовывать существительные в Дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом.
У детей на столах картинки с изображением нескольких одинаковых животных.
Воспитатель рассказывает сказку:
В волшебном лесу жила-была Сорока – Белобока. Она везде летала и собирала все новости, а потом рассказывала их жителям леса. логопед предлагает детям подумать и, посмотрев на свою картинку, ответить: к кому прилетала Сорока – Белобока.
Ответы детей:
- Сорока прилетала к лосям, к оленям, к волкам и пр.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
В связи с этим передо мной встал вопрос создания оптимальных педагогических условий для полноценного речевого развития детей, что предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; развитие словаря детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль, 2006 г.
- Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология». Москва, 2010 г.
- Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова «Шестилетний ребёнок: психологическая готовность к школе». Москва, 2015 г.
- М.М. Безруких «Ступеньки к школе». Москва, 2001 г.
- Е.В. Карпова «Словесные дидактические игры в начальный период обучения». Ярославль, 2009 г.
- Г.С. Никифоров «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста». Москва, 1989 г.
|