«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
Паншина Татьяна Сергеевна, г. Владимир
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (в том числе и дети-инвалиды) составляют довольно большую группу в детском обществе. Состояние здоровья таких детей препятствует обучению, воспитанию и освоению дошкольных образовательных программ. Среди них есть особая группа детей-инвалидов обучающихся на дому. И моя коррекционно-развивающая деятельность с этими детьми направлена на:
- формирование социально-бытовых ориентировок, закрепление навыков самообслуживания;
- стимулирование речевой деятельности;
- формирование вербальных и невербальных способов общения;
- формирование коммуникативной функции речи;
- удовлетворение потребности в общении с окружающими;
- формирование предметно-практической деятельности;
- развитие познавательной деятельности;
- обучение простейшим предметным и трудовым действиям;
- вовлечение родителей и детей в совместную деятельность;
- обучение родителей способам общения и взаимодействия с ребенком;
- психологическую поддержку матерей.
Коррекционно-развивающая работа с детьми на дому начинается с изучения анамнестических данных, бесед с родителями и наблюдений за ребенком. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида хочет, чтобы он хорошо разговаривал, и ничем не отличался от обычных сверстников, и поэтому главная составляющая в работе с детьми на дому – это формирование и развитие речи. Использование театрализованной деятельности в целях развития речи кажется мне очень эффективным средством обучения.
Театр для дошкольника, это возможность расширить виды предметной деятельности, познакомиться с родным языком. На занятиях мы обыгрываем сказку, рисуем, лепим и наклеиваем героев. Играя роль какого-нибудь героя, дети переживают и радуются, пытаются с помощью мимики и жестов передать своего героя, исполняют танцы совместно с логопедом и родителями, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях. В процессе инсценировки сказок движения детей становятся более уверенными, речь более понятной, расширяются знания и представления об окружающем мире, появляется желание общаться и взаимодействовать друг с другом.
В коррекционной работе с детьми-инвалидами, посредством театрализованной деятельности я расширяю их эмоциональный мир и познавательный интерес. Пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр игрушек, настольный плоскостной театр, плоскостной театр на фланелеграфе, звучащие игрушки, богородская игрушка – всё это очень хорошо влияет на развитие мелкой моторики и общее речевое развитие ребенка. В процессе проигрывания сказок принимают участие дети с родителями. Если в театре задействованы родители, то это праздник для детей. Совместное рисование, драматизация, проговаривание по ролям, сочинение сказок, работа с пластилином и тестом – создало возможность лучше понимать и строить отношения со своим ребенком. После проведенного занятия воспитанники остаются в образе героя из собственной сказки и продолжают играть совместно с родителями.
Я разработала проект «Мои первые книжки». Работая с детьми мы читаем сказки; используем разные виды театра по сказке ребенка; рисуем; проводим выставки детских рисунков и поделок; тематические выставки, например, «Книга о моей семье», «Овощи – умеют разговаривать», «Времена года», «Как поют звуки» и т.д.; изготавливаем «Книжки – самоделки».
С родителями я провела консультации и рекомендации по темам: «Совместное чтение книг с детьми»; «Книги своими руками»; Выставка «Книжки – самоделки руками «особых» детей».
Итогом моего проекта явилась выставка «Мои первые книжки», презентация для родителей и педагогов ДОУ. В результате совместной деятельности детей, родителей, учителя-логопеда можно сделать вывод о том, что взаимоотношения между ребенком и родителем стали более эмоциональными. В некоторой мере смягчились переживания родителей, изменилась их позиция в отношении воспитания ребенка-инвалида.
Главное достижение совместной театрализованной деятельности в том, что дан толчок к развитию речевой и познавательной деятельности, формированию коммуникативной функции речи, а у некоторой части детей удалось сформировать альтернативные способы общения.
|