Шевлякова Елена Иосифовна. Полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

На базе МОУ детского сада № 279 Красноармейского района г. Волгограда функционируют 11 групп: 4 группы общеразвивающей направленности, 4 группы комбинированной направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 3 группы «Особый ребёнок».

Группу «Особый ребёнок» посещают дети с детским церебральным параличом, синдромом Дауна, с РДА, с умственной отсталостью и со множественными нарушениями в развитии. Уровень двигательного, познавательного развития носит сугубо индивидуальный характер, но уровень речевого развития в основном у всех детей носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи. Речевые расстройства у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом.

 Скачать проект

Успешность физического, умственного, эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении ребёнка, его психики и интеллекта.

Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что «в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний». Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребёнок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а так же психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию интеллекта (мышления, речи) ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

С целью повышения эффективности проводимой коррекционно-логопедической работы учитель-логопед в своей деятельности активно использует для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития возможности сенсорной комнаты, оборудованной в нашем детском саду.

В зависимости от уровня речевого развития, а также от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний, занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих логопедических задач: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения; достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды; стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); развитие двигательных функций; создание положительного эмоционального фона и др.

Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах:

I принцип – индивидуальный подход.

Занятия в сенсорной комнате учитель-логопед разрабатывает с учётом основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния. Педагог в своей работе опирается на рекомендации врача невролога. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная или групповая). В течение всей коррекционно-развивающей работы оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в зависимости от этого учитель-логопед меняет (варьирует) степень сенсорной нагрузки (сложность заданий).

II принцип – этапности.

На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, педагог должен уметь наладить эмоциональный контакт с ребёнком, продуктивное взаимодействие, в зависимости от общего, соматического и эмоционального состояния ребёнка. Учитель-логопед постепенно знакомит ребёнка с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребёнком различными навыками, педагог постепенно усложняет задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционно-логопедические и задачи.

III принцип – преемственности.

Учитель-логопед составляет занятия с учётом уровня речевого развития ребёнка, данные фиксируются в листе назначения, которые также заполняют педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, в соответствии с показателями подбираются развивающие, коррекционные занятия. Все специалисты (учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи) работают в тесной взаимосвязи друг с другом, отслеживая динамику развития ребёнка.

IV принцип – непрерывности.

Непрерывный подход в реабилитации обеспечивается за счёт того, что на занятиях присутствуют родители ребёнка, которые обучаются вместе с ним способам взаимодействия, умению овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по формированию и закреплению упражнений по развитию крупной и мелкой моторики, по работе над зрительным и слуховым восприятием, по работе над вниманием (распределением и объёмом внимания), над зрительно-моторным соотнесением, учатся правильной работе по освоению и закреплению сенсорных эталонов, осваивают вместе с ребёнком начальные этапы графического навыка. Всё это даёт возможность предоставлять родителям наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребёнка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была продолжена ими дома.

Противопоказаний к проведению в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач невролог:

  • при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку. Так же это касается групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей переживших психическую травму, детей с сочетанной патологией. Для этой категории детей свойственна индивидуальная непереносимость (избирательность) одного или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к звукам или цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, отказ от речи (мутизм). Без учёта этих особенностей, при активном воздействии можно спровоцировать негативную реакцию (аффективную вспышку) и усугубить имеющиеся нарушения
  • при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции

- при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Важным преимуществом сенсорной комнаты в реабилитационном процессе является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение через рассматривание и описание фантастических узоров, а так же снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.

Упражнения, проводимые в сенсорной комнате.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей «Сухой дождь» и «Светящиеся нити».

Как показывает опыт у детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн. Например, такие как «Розовый слон», «Серый волк», «Быстроногая лошадка» и др.

Для активизации нижнего диафрагмального дыхания, хороши мячи-фитболы. Вследствие большой вариативности и комбинантности мышечного тонуса и других двигательных расстройств у детей с дизартриями, необходимость специальных упражнений с использованием мячей-фитболов для них, очевидна. Такие упражнения отлично расслабляют детей и снимают напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, при функциональной нагрузке у них реже наблюдаются синкинезии.

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кистей рук, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед «Волшебным зеркалом». Дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело — это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения перед «Волшебным зеркалом», учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчение, удивление). Они с удовольствием «превращаются» в различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические и пантомимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься.

Игровые модули: «Сенсорная тропа», набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Например:

а) Ходьба по сенсорным дорожкам с проговариванием речевого материала по теме занятия.

Со-со-со — это колесо. Си-си-си — еду на такси. За-за-за — у меня коза.

б) Двигательные упражнения на сенсорной дорожке с одновременным произнесением текста с различной высотой, силой голоса.

В гости в лес мы идем, В гости в лес мы идем,

Громко песенку поем: Тихо песенку поем:

Тра-ля-ля… (маршируют). Тра-ля-ля… (идут на носочках) и т.п.

Игры с тактильными шариками (шарики, выполненные из разных по текстуре материалов). Данные игры способствуют развитию умения подбирать прилагательные к существительному, учат образовывать относительные прилагательные от существительных, отвечать целым предложением, расширяют представления о свойствах различных материалов, расширяют сенсорный опыт, обогащают представления об окружающем мире.

а) Логопед катит, бросает мяч ребёнку и называет материал, из которого он сделан, а дети, по очереди, добавляют к этому слову прилагательное, характеризующее этот мяч:

Логопед: «Это резиновый мяч».

  1. ребёнок: «Этот мяч резиновый и мягкий».
  2. ребёнок: «Этот мяч резиновый, мягкий и шершавый».
  3. ребёнок: «Этот мяч резиновый, мягкий, шершавый, зеленый».

б) Логопед называет материал, из которого изготовлен шарик, а ребёнок называет предметы обихода, выполненные из этого же материала.

Логопед: «Этот шарик стеклянный».

Ребёнок: «Из стекла делают посуду, оконные стекла».

Логопед: «Этот шарик металлический».

Ребёнок: «Из металла делают ложки, машины».

в) Логопед называет сочетание существительного и материал, из которого сделан шарик, а ребёнок согласовывает эти два слова в словосочетании.

Логопед: «Стакан из стекла». Ребёнок: Стеклянный стакан».

В сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в «Волшебный мешочек». В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию. Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка, не глядя, достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое.

г) Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый-мягкий, пушистый-гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей.

Развитие зрительно-моторной координации осуществляется в играх с мелкими предметами, мозаикой, конструктором, различными наборами по шнуровке предметов. Также детям предложить различные дидактические наборы и игры, такие как «Сравни и подбери», «Назови форму и цвет», «Составь целое», «Определи сколько», которые помогают расширить представления детей об окружающем мире, знакомят с предметами, их свойствами и назначением, обогащают словарь, развивают речь, помогают в обучении узнавать и называть цвет, форму, величину, количество предметов, выполнять различные действия с предметами и распознавать их в окружающем пространстве. Можно использовать на занятии доску для развития запястья, и стереогностического чувства. Игры: «Двигаемся по прорезям», «Скажи наоборот», «Умелые пальчики» и т.д.

Развитию мелкой моторики рук способствует проведение пальчиковой гимнастики в воде с использованием игр: «Кораблик», «Пароход с трубой», «Рыбка». Выразить свои эмоции движениями рук помогает музыкальное сопровождение, используемое в ходе занятия. Музыкальные фрагменты используются и при проведении релаксации, когда дети под музыку выполняют движения пальчиками в соответствии с ритмом и характером произведения. Под тихую музыку — медленные движения, под громкую — бойкие, с опусканием рук на разную глубину. Часто, дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Использование игр с водой может оказаться им весьма полезной. Во время игр происходит комментирование всего, что делает и видит ребёнок, побуждение к повторам, к выражению впечатлений в речи. Этому способствуют игры: «Кто внимательней?», «Назови цвет», «Найди шар такого же цвета» и др.

Театр теней Домашний театр теней обычно больше всего нравится детям благодаря своей таинственности и загадочности. Игра в театр — это один из видов ролевых игр для детей. Звуковой анализ слова в сухом бассейне. Звукоактивированный контроллер «Бегущие огни» — контроллер, управляющий набором прожекторов. Прожектора переключаются с постоянной, но регулируемой скоростью или же от звука (акустический режим).

Для совершенствования обоняния и вкусовых ощущений используем набор ароматических масел и аромолампу. Особенно актуально данное оборудование при изучении таких тем как: «Цветы садовые и полевые», «Деревья», «Продукты питания» и т.д. Все это дает возможность не только расширить диапазон чувствительности к запахам, но и богатить словарный запас, создать особую ассоциативную связь новых слов и запахов.

Развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаза и руки способствуют: «Пузырьковая колонна». Дети всегда с увлечением играют в игры: «Куда плывут рыбки», «Расскажи что делают», «Сосчитай рыбок» и т.д. Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается «Мягкой платформой». А «Безопасное угловое зеркало» создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

Игры со звучащими коробочками (имеющими разные наполнители: песок, бисер, болты, крупа и др.) способствуют развитию творческого воображения, совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, развивают слуховые анализаторы, развивают произвольное внимание, память, помогают в автоматизации поставленного звука.

а) Логопед шумит коробочками, наполненными песком, бисером, болтиками, камешками и др.

- Запомни и по звуку найди коробочку с бисером (или с песком).

- Найди коробочки звучащие тихо (громко).

б) Отгадай, чья это песенка и повтори ее:

З-з-з-з — песенка комара (коробочка наполнена мелким бисером).

Ж-ж-ж — жук жужжит (коробочка наполнена гречневой крупой).

Ш-ш-ш — ветерок шумит (корочки наполнены сломанными пополам спичками).

Для развития связной речи используется панно «Звёздное небо». Детям предлагается отправиться в космическое путешествие. Панно «Звездное небо» (напольный и настенный) — оптические волокна, вплетенные в ворс чёрной ткани, завораживают эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звёзд и планет.

Мультимедийный проектор «Меркурий» со светоотражающим экраном — прибор, проецирующий на противоположной стене картинки движущихся форм различной тематики (животные, растения, природа, облака, подводный мир, далекий космос и т. д.)

Зеркальный шар с мотором, профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» — луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество «зайчиков», которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали.

Белый зеркальный шар с приводом вращения.

«Пламя» — светильник, имитирующий горящий костер.

Лампа «Вулкан».

«Фонтан водный». Используются на занятиях по лексическим темам, пальчиковая гимнастика…

Использование сенсорной комнаты позволяет разнообразить логопедические занятия. Сегодня вы увидели занятие на тему: «Путешествие в зимний лес» где были использованы разнообразные задания с которыми дети с увлечением справлялись. Применение оборудования СК способствовало повышению интереса у детей к обучению. Сюжет занятия явился дополнительной мотивацией к их выполнению.

Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность;

Считаем, что использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов, в т.ч. речевых.

Просмотров: 468
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Иризбаева Ирина Александровна. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста с использованием методов сенсорной интеграции
  • Халилова Наджие Асановна. Конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, посредством использования возможностей сенсорной комнаты
  • Киретова Юлия Владимировна. Опыт работы психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ
  • Жидких Ольга Александровна. Занятие в тёмной сенсорной комнате «Волшебная комната»
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе ребенком 5-6 лет с повышенным уровнем тревожности
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Платонова Юлия Касимовна. Дидактическое пособие по развитию речи дошкольника посредством сенсорной игры «Волшебная коробочка»
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование сенсорной комнаты в процессе адаптации ребенка к ДОУ
  • Вер Ник. Театрализованная деятельность как метод развития сенсорной интеграции дошкольников.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Ольга Викторовна Васечкина. Использование сенсорной комнаты для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов
  • Марина Владимировна Шляпина. Использование возможностей сенсорной комнаты в здоровьесбережении дошкольников
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Немчинова Наталья Андреевна Руссу Олеся Александровна Рожкова Светлана Викторовна. Конспект интегрированного ООД в темной сенсорной комнате «Зимнее путешествие»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Косоротова Дарья Николаевна. Значение метода сенсорной интеграции в речевом развитие детей.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Дорофеева Евгения Александровна. Применение метода сенсорной интеграции в работе логопеда.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь