Марина Владимировна Шляпина. Использование возможностей сенсорной комнаты в здоровьесбережении дошкольников

Использование возможностей сенсорной комнаты в здоровьесбережении дошкольниковШляпина Марина Владимировна, воспитатель МАДОУ «Ныробский детский сад» Пермский край, Чердынский район, п. Ныроб

1.    Описание педагогической ситуации.
Одной из приоритетных задач ДОУ является сохранение и укрепление здоровья  воспитанников. Не всегда практикующие педагоги уделяют доста-точно времени  проблеме эмоционального благополучия дошколят. Как показывает опыт, ежегодно в каждой группе детского сада увеличивается количество детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Таким детям трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, нередко становятся инициаторами конфликтных ситуаций. Встречаются воспитанники, испытывающие проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Скачать: Использование возможностей сенсорной комнаты в здоровьесбережении дошкольников (полный конспект)

Учитывая особенности детской психики, целесообразно применять различные здоровьесберегающие технологии. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья воспитанников является сенсорная комната.
Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из различного рода стимуляторов, воздействующих на органы зрения, слуха, обоняния и осязания, вестибулярные рецепторы.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощу-щение комфорта и безопасности. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, активизации мозговой деятельности.
Неповторимая среда сенсорной комнаты  развивает тактильную чув-ствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно – моторную координацию. С помощью сенсорной тропы, массажных мячей дети с удовольствием получают легкий массаж спины, ног и рук. Массаж приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей. Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент в комплексном развитии  детей, повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение физического и психического здоровья.
Анализ изученной литературы по использованию возможностей сенсорной комнаты доказывает необходимость более глубокого изучения данного вопроса.
2.Пути решения педагогической проблемы.
2.1.Цель использования сенсорной комнаты:
создание условий для развития сенсорного аппарата  у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
2.2.Задачи:
1)Образовательные –  обогащение  связной  речи детей, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
2)Воспитательные – воспитание эмоционально положительного настроя в общении со сверстниками и взрослыми, духовной культуры детей, развитие групповой сплоченности, установление позитивного тактильного контакта;
3)Развивающие –  развитие речевого дыхания, общей двигательной активности, памяти, произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового  восприятия,  развитие тактильной чувствительности, творческого воображения, социального сотрудничества, эмоционального интеллекта детей.
2.3.Система работы по развитию сенсорного аппарата у дошкольников.
В  нашем детском саду перед педагогическим коллективом стала задача оказания помощи гиперактивным детям - научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением.    
Победа в муниципальном конкурсе инновационных социально-образовательных проектов по расширению общественного участия в управлении образованием «Путь к партнерству» в 2010 году позволила начать осуществлять оборудование сенсорной комнаты. Мы хотели, чтобы сенсорная комната явилась не просто местом релаксации, но и  местом для проведения развивающих занятий по  специально разработанной программе.
Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемо-стью, эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, за-мкнутым, с нарушениями характера, с задержками психического и речевого развития.
Система работы по развитию сенсорного аппарата у дошкольников предполагает совместную деятельность воспитателя с детьми, индивидуальную работу воспитателя с детьми и самостоятельную деятельность самих детей. В сенсорной комнате создаются  условия для активизации сенсорного аппарата детей, они учатся овладевать приемами снятия психоэмоционального напряжения, саморегуляции своего эмоционального состояния. Для достижения данной цели используются следующие методы и приемы:
1.Дидактические игры и упражнения на активизацию сенсорного аппа-рата и повышение сенсорной чувствительности.
2.Игры и упражнения, направленные на контакт с телом (с применением элементов игрового сенсомоторного тренинга).
3.Эмпатия.
4.Проектирование.
5.Метод введения затруднений.
Зарекомендовала себя, как положительная, следующая структура ОД в сенсорной комнате:
1.Приветствие (вхождение в процесс), во время которого создается по-ложительный эмоциональный настрой.
2.Определение цели.
3.Практические упражнения.
4.Рефлексия  (сравнение поставленных и достигнутых целей – какие чувства испытали, что получили для себя, определение последующих целей).
5.Прощание (проговаривание слов благодарности каждому участнику).
Для развития сенсорного аппарата у дошкольников вне сенсорной комнаты  можно использовать  и традиционные методы и приемы работы: пальчиковая гимнастика со стихами и скороговорками, массаж кистей и рук, физкультминутки, лепка с использованием природного материала, нетрадиционные техники рисования, конструирование, игры с мелкими предметами и т.д. 
Регулярное использование данных методов и приемов является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга и, как следствие, развития сенсорного аппарата  детей. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их  выбирается в зависимости от уровня развития  каждого ребёнка. Для развития сенсорных способностей детей  важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами художественного творчества.   
3.Практическое использование возможностей сенсорной комнаты.
3.1.Оборудование сенсорной комнаты.
В детском саду составлена образовательная программа по сенсорному развитию детей 5-7 лет  «Живая сказка» на основе   методических пособий «Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате» (Щеканова В.Н.) и  «Волшебный мир сенсорной комнаты».
Данная программа является дополнением к комплексной программе «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой и планируется в вариативной части учебного плана ДОУ.
Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, активизации мозговой деятельности.
Оборудование нашей сенсорной комнаты можно условно разделить на два блока:
1) релаксационный (мягкое ковровое покрытие, пуфики-кресла с гранулами, мягкие модули, магнитофон, набор СD – дисков, пузырьковая колонна, декоративные светодиодные светильники);
2) активационный (оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами - музыкальная картина «Водопад», пучек фибероптических волокон «Звездный дождь», зеркальный шар с приводом, световая пушка; массажные мячики, сенсорная тропа,  сухой бассейн).
Возрастная группа: дети 5 – 7 лет.
Форма организации игр- занятий: подгрупповые по 4- 5 человек, 2 раза в неделю по 10-15 минут.
Предполагаемые результаты:
1. Нормализация  эмоционального состояния дошкольника.
2. Снижение беспокойства и агрессивности.
3. Снятие нервного возбуждения и тревожности.
4. Активизация мозговой деятельности.
5. Развитие восприятия и познавательной деятельности.
Методы на основе использования оборудования сенсорной комнаты:
1. Дидактические игры и упражнения на активизацию сенсорного аппарата и повышение сенсорной чувствительности.
2. Игры и упражнения, направленные на контакт с телом (с применением элементов игрового сенсомоторного тренинга).
3. Светотератия.
4. Проектирование.
5. Метод введения затруднений.
6. Дыхательная гимнастика.
7. Этюды на тренировку отдельных групп мышц.
8. Релаксационные упражнения.
9. Сказкотерапия.
10. Цветотерапия.
Практическая значимость реализации программы:
1. Создаются условия для развития личности каждого ребенка.
2. Учитываются возрастные особенности детей.
3. Профилактика асоциального поведения детей.
4. Обеспечивается эмоциональное благополучие детей.
5. Преемственность программы с ООП МАДОУ «Ныробский детский сад».
Технологичность программы:
Программа проста и доступна в использовании.

Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Она создает условия для релаксации. Также этому способствует специально подобранная спокойная музыка и разнообразные световые эффекты. Зеркальный шар с источником света создает блики «солнечные зайчики», которые завораживают не только детей, но и взрослых, создают ощущение волшебства.
Неповторимая среда сенсорной комнаты  развивает тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно – моторную координацию. С помощью сенсорной тропы, пуфиков с гранулами дети с удовольствием получают легкий массаж спины, ног и рук, который приносит не только физическое здоровье, но и усиливает развитие умственных способностей.
Предметная среда сенсорной комнаты позволяет ребенку быть самим собой, т.к. в ней можно забыть обо всем и спрятаться от внешнего мира. Игры – занятия с детьми проводятся на основе интеграции с использованием разнообразного материала, что позволяет с легкостью переключать малышей с одного вида деятельности на другой, усиливает развитие познавательного интереса и оказывает позитивное влияние на развитие личности каждого ребенка.
3.2.Конспект образовательной деятельности в сенсорной комнате «Волшебное царство Снеговика».
Цель: создание условий для развития сенсорного аппарата  у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1)Образовательные – закрепление знаний о временах года, обогащение  связной  речи детей, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
2)Воспитательные – воспитание эмоционально положительного настроя в общении со сверстниками и взрослыми, духовной культуры детей, развитие групповой сплоченности, установление позитивного тактильного контакта;
3)Развивающие –  развитие речевого дыхания, общей двигательной активности, памяти, произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового  восприятия,  развитие тактильной чувствительности, развитие творческого воображения, социального сотрудничества, эмоционального интеллекта детей.
Предварительная работа: ОД по теме «Зима», СОД воспитателя с детьми – вырезание  снежинок, снежков, снеговика, экскурсия в природу, укрепление кормушек для птиц, чтение стихов о зиме.
Оборудование: снеговик – игрушка, снежинки,  фибероптические во-локна, пуфики – кресла, светящийся шар, волшебная музыка, елочка с шариками, сенсорная тропа, белая шифоновая ткань, снежки.
Ход.
В: Ребята, прислушайтесь. Нас кто – то зовет: «АУ! АУ!»
Как вы думаете, кто это? Посмотрим?
1.Сенсорная тропа.
В: Пойдем по снежинкам.
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки потирают, ручки согревают.
Чтоб не мерзли наши ручки,
Мы похлопаем немножко.
Чтоб не мерзли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Нам мороз теперь не страшен.
Вместе весело попляшем!
В: Какие снежинки на ощупь?
Мягкие – твердые.
Гладкие – шершавые.
Холодные – теплые.
В: Мы оказались в волшебном царстве.
Посмотрите, все бело,
Много снега намело.
В: Потрогайте снег ручками. Какой он на ощупь? Какого цвета?
2.Снеговик.
В: Ребята, кто же нас позвал? Отгадайте.
1) Загадка:
Что за странный человек
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца и тепла.
2) Дыхательная гимнастика:
В: Снеговика совсем занесло снегом. Вы хотите ему помочь? Подуем на него. Дуть, ребята, надо правильно.
1. Медленно вдыхаем через нос.
2. Медленно выдыхаем через рот.
3. Повторяем 3 раза.
Подожди немножко!
3) Гимнастика для глаз  (со снежинками).
В: Поиграем со снежинками? Ребята, возьмите снежинку на вытянутую руку. Следим за снежинкой только глазками.
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли.
Снежинки вправо (влево) полетели –
Глазки вправо посмотрели.
Ветерок их поднимал
И на землю опускал.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
4)  Игры со снеговиком.
Снеговик: Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
На горку забираются?
На саночках катаются?
А со мной поиграете?
5) Гимнастика для рук «Строим дом» (по 2 снежка)
В: Ребята, снеговик приглашает нас поиграть.
Берите в ручки снежки. Будем строить дом.
1.Какие снежки на ощупь?
2.Какого они цвета?
Строим дом! Строим дом!
Снежный ком кладем на ком!
Вот ком! Еще ком!
И построили мы дом!
6) Массаж рук и лица.
(Дети массируют называемые части тела).
Раз – рука! Два – рука!
Лепим мы снеговика!
3 – 4! 3 – 4! Нарисуем рот по - шире!
5! Найдем морковь для носа!
Угольки найдем для глаз!
6! Наденем шапку косо,
Пусть смеется он у нас!
7 и 8! 7 и 8! Мы сплясать его попросим!
7) Мимические упражнения.
В: Повторите за снеговиком (улыбка, грусть, равнодушие).
3. Релаксация «У печки». Оптические волокна.
В: Замерзли? Идем к печке. Посмотрите на огоньки в печке.
1. Какого они цвета?
2. Потрогайте их руками.
3. Какие они на ощупь?
4. Согреем ладошки.
5. Намотаем огонек на пальчик.
6. Сколько огоньков на пальчике?
7. Намотаем огоньки на ладошку.
8. Сколько огоньков на ладошке?
9.Ручки согрелись?
10.Какие они стали?
11.Потрогайте ручки своего соседа.
4.«Волшебное озеро» – пузырьковая колонна.
В:  Ребята, волшебном царстве Снеговика есть необыкновенное озеро. Подойдите поближе. Как вы думаете, кто там живет?
1.Какого цвета рыбки?
2.Какого цвета пузырьки?
3.Как меняется цвет воды?
4.Какой цвет вам больше нравится?
5.Понаблюдайте за пузырьками.
6. Куда они поднимаются?
7.Приложите ладошки к лампе.
8.Какая она на ощупь?
9.Улыбнитесь рыбкам.
10.Помашите им ручками.
5. «Волшебный сон».
В: Ребята, погуляли мы хорошо. Отдохнем?  Садитесь в волшебные кресла. Устраивайтесь по - удобней. В волшебном царстве Снеговика наступила ночь. На небе зажигаются яркие звезды.
В: Ресницы опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…-2 раза.
Дышится легко, ровно, глубоко…-2раза
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают. Засыпают.-2 раза.
Напряженье улетело
И расслаблено все тело. -2 раза.
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы. -2 раза.
Дышится легко, ровно, глубоко.-2 раза
Мы чудесно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.-2раза
(Музыка -2 минуты)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Выше их мы поднимаем.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать.
В: Что вы чувствовали, когда спали?
6. Релаксация.
В: Ребята, пока вы спали, снеговик пошел в гости к другим ребятам. Вам он оставил шарики. Украсим елочку?
Прикрепите к ней красный шарик, если у вас настроение радостное, желтый – хорошее, зеленый – грустное.
7. Прощание.
В: Попрощаемся с зимним лесом. Помашем ему ручкой. Скажем: «До свидания!»
В: Где мы побывали? Что вам запомнилось? Что понравилось? Возьмитесь за ручки.
В:  Занимались мы успешно
Не устали мы, конечно.
Отдохнули, поиграли
И совсем мы не устали.
Скоро мы придем опять,
Вместе будем мы играть
А теперь мы на прощанье
Дружно скажем: «До свиданья!

4. Результаты педагогического опыта и прогноз на дальнейшее продолжение работы по развитию сенсорного аппарата у детей.
Как показала практика, использование технологий сенсорной комнаты, элементов игротерапии наряду с традиционными методами и приемами обучения дает положительный результат в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
В процессе работы по развитию сенсорного аппарата у воспитанников наблюдается улучшение общего эмоционального состояния, развивается способность понимать эмоциональное состояние другого человека, улучшается  эмоционально положительный  настрой в общении со сверстниками и взрослыми, развивается духовная культура детей, групповая сплоченность, устанавливается позитивный тактильный контакт.
По результатам диагностического обследования уровень сформированности моторных и сенсорных процессов у детей (Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича) повысился. 
У дошкольников развивается речевое дыхание, общая двигательная активность, память, произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, социальное сотрудничество и эмоциональный интеллект наших воспитанников.
Таким образом, использование описанных приемов и методов  по развитию сенсорного аппарата  у дошкольников способствует повышению качества образовательного процесса, развитию познавательной активности и повышения творческого потенциала у наших воспитанников.
5.Учебно-методическая литература.
1.    «Волна. Обучение детей диафрагмальному дыханию». Ледина В.Ю., Зубова Н.А.-СПб., 2003.
2.    «Здоровье ребенка в ваших руках». Мартынов С.М.-М.: Просвещение, 1991.
3.    «Сенсорная комната». СПб., Альма, 2007.
4.    «Сухой бассейн. Методика проведения игр – занятий и упражне-ний». Под ред. Л.Б.Баряевой. – СПб., 2008.
5.    «Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». Молина Г.Б., Раннала Н.В.-СПб.:Речь, 2009.
6.    «Эмоции и воля». Рогов Е.И.-М.:ВЛАДОС,1999.
7.    Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: мето-дическое пособие / под редакцией И. В. Петровой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
8.    Петрушина, С. А. Сенсорная комната как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников / С. А. Петрушина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 8. - С. 4-7.

Контактный e-mail (ВНИМАНИЕ!!! ПРОВЕРЬТЕ 3 РАЗА!!!)    :     [email protected]

Пальчиковая       массажная    гимнастика   с ИГЛБОЛОМ
/Иглбол-медицинский     массажный    мяч/
www.alpina-plast.ru    ООО "Альпина Пласт"

Иглбол-  помощник  наш
Сейчас  сделает  массаж!                           
/Взять   массажный  мячик /
Положи его  на стол
Ладошкой  мячик -иглбол
Начнём  быстро   мы  катать.,
Будем весело  играть!           

Назад  -вперёд!  Назад –вперёд!                 /правой  рукой  катать мячик.         Ускоряем  ещё ход!                                               Ускоряя  движение /
Назад -вперёд! Назад  -вперёд! 
А потом  круговорот.                              /круговые    движения   ладошкой /
Если вдруг  рука  устала,
То массаж  начнем сначала,
Но уже другой рукой.,                         /  Левой     рукой   катать мячик /
если хочешь  песню пой:
-Назад-вперёд. Назад-вперёд.
Ускоряем снова ход.
Назад-вперёд.  Назад -вперёд
И опять круговорот!                          /вращательные движения  ладошкой/

Иглбол, не понарошку
Быстро прыгай  к нам в ладошку.          / положить  массажный  мячик
Начнём  мячик  мы сжимать.                В правую  руку /
Вместе  будем мы считать:
Раз-два-три- четыре-пять,
Интересно нам играть,                          /сжимать  массажный мячик. ускоряя
А ну, ещё быстрей, быстрей.                  движения/
Свою силу не жалей!
Мы прогоним сейчас скуку.               / перекладываем  массажный  мячик
Поменяем  быстро руку                       в левую руку и сжимать с ускорением/
И опять .опять. опять
Продолжаем нажимать!


Разминаем пальчики.,                         /пальчиками сначала  одной  руки.потом
Девочки и мальчики.                           другой  поочерёдно  нажимать на
Нам поможет иглбол.                       на иголки-шипики/
Добрый  у него укол,
Потому что все иголки
У него совсем не колки!
Что-то мы ему не верим,
Иголки  пальчиком  проверим
Не зевай .не зевай…
На иголки нажимай!

Продолжаем  мы игру,
Иглбол  сейчас потру.                                / катать массажный мячик
Всё  прекрасно, .хорошо.                              между  ладошками /
А ну, ещё ещё.   ещё…..
Молодец, катаешь ловко.             
Тише. Тише остановка.
Иглбол  прижмём слегка                   /ладошки    прижать к себе/
И шепнём ему: пока!
Вот и кончилась игра,
. Завтра встретимся  с утра.!

Татьяна  Петухова  /Вологда/

Просмотров: 884
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Халилова Наджие Асановна. Конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, посредством использования возможностей сенсорной комнаты
  • Ольга Викторовна Васечкина. Использование сенсорной комнаты для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов
  • Шевлякова Елена Иосифовна. Полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование сенсорной комнаты в процессе адаптации ребенка к ДОУ
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе ребенком 5-6 лет с повышенным уровнем тревожности
  • Жидких Ольга Александровна. Занятие в тёмной сенсорной комнате «Волшебная комната»
  • Иризбаева Ирина Александровна. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста с использованием методов сенсорной интеграции
  • Киретова Юлия Владимировна. Опыт работы психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ
  • Вер Ник. Театрализованная деятельность как метод развития сенсорной интеграции дошкольников.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Косоротова Дарья Николаевна. Значение метода сенсорной интеграции в речевом развитие детей.
  • Платонова Юлия Касимовна. Дидактическое пособие по развитию речи дошкольника посредством сенсорной игры «Волшебная коробочка»
  • Немчинова Наталья Андреевна Руссу Олеся Александровна Рожкова Светлана Викторовна. Конспект интегрированного ООД в темной сенсорной комнате «Зимнее путешествие»
  • Слабодчикова Светлана Владимировна. Конспект занятия с использованием сенсорной книги для индивидуальных занятий с воспитанником средней группы 4-5 лет «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ»
  • Назаренко Любовь Викторовна Шугалей Надежда Николаевна. Конспект занятия с использованием сенсорной книги «Мир на кончиках пальцев» (для индивидуальной работы с воспитанниками второй младшей и средней групп) «ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕ!»
  • Шевченко Ольга Николаевна. «Предметно – пространственная среда, как средство сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста»
  • Мирон Татьяна Викторовна. Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Дорофеева Евгения Александровна. Применение метода сенсорной интеграции в работе логопеда.
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Кривенкова Наталья Валерьевна. Использование дидактических игр для сенсорного развития детей
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Тельнова Анна Юрьевна. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Плужник Любовь Николаевна. Презентация «Снеговик в детском саду» (украшение групповой комнаты).
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь