Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах. Внедрение метода сенсорной интеграции в нашу логопедическую практику был не случаен. Примерно до 7 лет мозг ребенка работает как устройство для обработки сенсорной информации, то есть воспринимает окружающий мир и предметы, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением, не оперируют отвлеченными понятиями. Они скорее исследуют предметы через ощущения, воспринимая окружающие объекты и перемещаясь в пространстве в соответствии со своими ощущениями. Поэтому первые семь лет жизни называют периодом сенсомоторного развития [4, c. 187].
Вся информация об ощущениях нашего тела упорядочивается за счет сенсорной интеграции. Это бессознательный процесс, протекающий в головном мозге, при котором происходит организация информации, полученной органами чувств (вид, вкус, движение, прикосновение, запах). Она является основой движения, говорения и игры.
Способствуя сенсорному развитию, логопед может обеспечить формирование целостного образа предметов, включая максимальное количество сохранных анализаторов. Сенсорные игры всегда интересны детям, они снимают эмоциональное напряжение, позволяют не только механически заучивать речь, но также способствуют ее спонтанному формированию. Поэтому в кабинете стали использоваться сенсорные песочницы с природным материалом: песком, шишками, засушенными ягодами и орехами. Взаимодействуя с природным материалом, ребенок получает положительный эмоциональный заряд. При этом решаются и коррекционно-образовательные задачи: поиск букв и цифр, поиск игрушек на заданный звук, пальчиковые упражнения с проговариванием закрепляемого речевого материала, совершение игровых действий, развертывание сюжетно-ролевой игры сопровождающие диалогами, стихами песенками на автоматизированные звуки.
Для обогащения сенсорного опыта восприятия окружающего мира нами был разработан сенсорный -чемоданчик «Родная Бурятия». Это универсальное дидактическим пособием для детей в разные возрастные периоды. Он представляет собой чемоданчик украшенный в этническом стиле. Внутри на крышке размещен фланелеграф для выполнения заданий, внутри собран природный материал отражающий особенности природы нашего региона (камни, шишки, злаки, растения).
Рассмотрим некоторые из игр подробно. На развитие кинестетического и тактильного восприятия изготовлена дидактическая игра «Буд». Цель: данной игры познакомить с тканями, которые используются при изготовление бурятского костюма. Активизация словаря по данной теме. Мы совместно с детьми рассматриваем бурятский костюм, рассматриваем, трогаем кусочки ткани, из которых он был изготовлен. Сравниваем их с современными, синтетическими тканями описываем ощущения от прикосновения, учимся различать ткани на ощупь.
Большой популярностью среди детей пользуется, дидактическая игра «Сочинялки». Она была изготовлена совместно с детьми. Мы нарисовали на белом граните (камне очень распространённом в Бурятии) предметные картинки. Цель данной игры: развивать связную речь. Ребенок вытягивает 3- 4 камушка с рисунками из мешочка, выбирает картинку на камушках, выкладывает их друг за другом и рассказывает историю по выбранным картинкам. Если играет группа детей, то один ребенок начинает, другой продолжает его историю по принципу «снежного кома»
Весь собранный природный и растительный материал классифицирован по контейнерам и сенсорным мешочкам. К ним разработана картотека дидактических, она систематизирована в соответствии с образовательными областями. При помощи камешков и шишек можно выкладывать звуковые дорожки, считать слоги в словах. Проходить прилагательные: еловая, сосновая, кедровая. Мешочки с крупами развивают тактильную чувствительность "Отгадай какая крупа в мешочке". Поэтому собранные в ней сенсорные игры будут способствовать не только речевому, но и всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста.
|