Авторы:
- воспитатель высшей квалификационной категории Суханова Тамара Олеговна,
- воспитатель высшей квалификационной категории Тилина Людмила Юрьевна.
Организация: МБДОУ ЦРР детский сад №14 «Весёлые звоночки» Населенный пункт: Московская область, г. Озёры
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Сложно переоценить игру в развитии и воспитании дошкольников. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру дети готовятся к социуму, примеряя на себя взрослую жизнь. Справедливо возникает вопрос, а нужно ли ребенка учить играть?
Конечно, нужно. Играйте с детьми! Если ребенок и сможет самостоятельно научиться сюжетно-ролевым играм, то его игры будут бедны по содержанию, так как ребенок недостаточно освоил мир вокруг себя.
Игра не возникает сама по себе, кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им.
Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, мы воспитатели должны играть вместе с детьми. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует «умеющего интересно играть партнера». Позиция не «учителя», а «интересно играющего партнера».
В современной жизни при отсутствии возможности передавать игровой опыт от старших детей младшим (а так же от родителей детям) единственным носителем игровой культуры является воспитатель, способный увлечь детей темой игры, помочь овладеть игровой деятельностью во всей ее многогранности.
Чем чаще мы будем играть с детьми, тем богаче и интереснее станут их игры.
Учится, общаться в коллективе при организации сюжетно-ролевых игр мы в своих группах стараемся учитывать индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, с уважением относиться к каждому участнику игры, давать детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавлять их фантазию.
С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы– педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.
Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой игры, мы в своей работе проводим НОД, включающие в себя беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео презентаций. Также очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры. Где воспитатель выступает то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.
В наших средних группах «Ручеёк» и «Ягодка» прошла неделя, посвященная сюжетно-ролевым играм. Ребята вместе с нами, воспитателями проиграли известную игру «Магазин продуктов», обогащенную новыми сюжетными линиями и соответствующую новым требованиям ФГОС ДО.
Наша игра началась с постановки проблемы: дети звонят бабушке, и она сообщает им, что заболела. Далее наши воспитанники решали, что нужно сделать, чтобы помочь ей. Был продуман «план действий". Дети решают поехать к больной бабушке в деревню, закупают соки, фрукты, овощи – все, что поможет выздороветь ей. В ходе игры они договариваются, распределяют роли: кто продавец, кто покупатель и т.д. И вот дети в магазине, на полках которого разнообразные продукты: молочные, хлебобулочные изделия, отдел овощей, фруктов. Дети бережно складывают продукты в корзинки, мешочки и подходят к кассе, рассчитываясь деньгами, карточками, попутно продолжают знакомиться с денежными купюрами и монетами, тренируются в счете. Благодарят за покупки, складывают их в сумки, пакеты и садятся в автобус. Водитель предупреждает» «Осторожно, двери закрываются». «По дороге» закрепляют правила поведения в автобусе и правила дорожного движения. И вот, наконец, приехали к бабушке, которая обрадовалась любимым внучатам. Она поблагодарила за заботу, внимания и, конечно, за продукты. Дети уверены, что бабушка обязательно выздоровеет. Важно здесь и то, что игра не должна ограничиваться только самой покупкой, но должна учить и морально-этическим нормам: не забывать пожилых, проявлять заботу к ближним, сострадание. А наполнить таким содержанием игру может только взрослый. Наши дети любят и умеют играть в сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта» и другие. Они научились согласовывать свои действия с действиями других участников, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей. Конечно, хотелось бы, чтобы дети и дома играли, а родители им помогали. Выбор соответствующей роли стимулирует ребенка определить свое место в коллективе. В совместных сюжетно-ролевых играх у детей формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать не справедливость. А именно этих качеств не хватает в современном мире.
|