Михачик Наталья Валентиновна. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника

Н.В. Михачик, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 9 «Родничок» г. Няндома

«Игра – это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Это форма жизни дошкольника, главное средство его развития и формирования специфических человеческих способностей…» Д.Б. Эльконин

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.

 

Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:

  1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее.
  2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
  3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
  4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.
  5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы, как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами.

Существуют разные виды игр – подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые.

Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Ребёнок растёт и развивается, вместе с ним развивается игра – от простейших обыденных сюжетов переходит к более сложным, отражающим все сферы деятельности человека.

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребёнка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать своё поведение, импульсивность, договариваться с партнёрами, способствуя формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других.

Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребёнок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линию её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.д.

Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа.

Главным структурным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Без него нет самой игры. На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются.

Сюжеты делятся:

  • Социально-бытовые (семья, детский сад)
  • Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, автомобиль и т.п.).
  • Общественные (празднование Дня города, школа)

Ещё один структурный компонент сюжетно-ролевой игры – это содержание.

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между людьми в их бытовой, общественной деятельности (Д. Б. Эльконин).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль — средство реализации сюжета и один из главных компонентов сюжетно-ролевой игры.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни. Подчинение ребенка этим правилам является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.

Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности.

Руководя сюжетно-ролевой игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приёмов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребёнка, не придумывать за него игру. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Методы руководства детской игрой условно можно разделить на традиционные (Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая) и новые (Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новосёлова)

Д.В. Менджерицкая утверждала, что у воспитателя есть право вмешиваться в игру, если это требуется для того, чтобы дать ей нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием. Она считала, что основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитание детей в игре – влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей.

А Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова считают, что для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Они предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Наблюдая за игрой малышей во второй младшей группе, мы увидели, что дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у ребёнка не развивается активность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки и поставили себе цель – научить детей играть в сюжетно-ролевые игры. И через игру расширить знания детей о труде взрослых. Для первого знакомства с этой темой мы выбрали профессию врача.

Исходя из этих целей, мы разработали проект «Знакомство с профессиями врача и медсестры».

Участники проекта: воспитатель, медицинский работник, дети и родители второй младшей группы.

Тип проекта: краткосрочный; познавательно-исследовательский; творческо-информационный.

Проблема: Каждая профессия своеобразна. У детей младшего дошкольного возраста нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых. Дети нечётко представляют особенности работы врача, какие предметы необходимы ему в работе, не умеют развёртывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Актуальность проекта заключается в том, что через знакомство с профессиями врача и медицинской сестры дошкольники обогащают знания и представления о труде взрослых, расширяют свой словарный запас, а также узнают о важности и значимости данной профессии.

Цель – формирование целостного представления дошкольников о профессии врача и медицинской сестры с помощью разных видов детской деятельности.

Задачи:

  • Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
  • Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
  • Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
  • Обогащать представление детей о профессии врача и медицинской сестры;
  • Продолжать накапливать и расширять словарный запас детей;
  • Развивать умение воспроизводить в игре различные действия, которые дети наблюдают в жизни, используя предметы-заместители;
  • Развивать творческие способности детей через продуктивную деятельность;
  • Развивать активность и любознательность.

Планируемый результат:

  • Получение знаний о профессии врача и медсестры;
  • Расширение словарного запаса детей;
  • Умение воспроизводить в игре различные действия, которые дети наблюдают в жизни;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие творческих способностей у детей.
  • Развитие таких качеств как: любознательность, активность.

Этапы проекта:

1. Организационно- подготовительный этап

  • сбор материала, необходимого для реализации проекта;
  • разработка конспектов бесед, игровых ситуаций;
  • обновление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • изготовление дидактических игр и пособий;
  • подборка художественной литературы;
  • пополнение развивающей среды;
  • подготовка альбома с сюжетными картинками по теме «Работа врача и медсестры».

2. Практический (основной) этап

  • Беседы «Кто на помощь к нам придет?», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?», «Зачем нам нужна прививка?»
  • Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок», Е. Благинина «Больной зайка».
  • Обсуждение сюжетов, поступков героев.
  • Экскурсия в медицинский кабинет.
  • Игровые ситуации «Кукла Катя заболела», «Чтоб кусался зубок».
  • Дидактические игры «Полезное — вредное».
  • НОД «Что лежит в мешочке?»
  • Рассматривание картинок по теме «Работа врача и медсестры».
  • Изготовление плаката «Что в чемодане у врача?»
  • НОД (рисование) «Лучок»
  • НОД (лепка) «Овощи и фрукты»
  • НОД (аппликация) «Скорая помощь»
  • Настольные игры: «Профессии», «Лото профессии».
  • Помощь родителей в пополнении игровой зоны «больница» — пошив халата врача и медсестры.
  • Оформление папок-передвижек для родителей на темы: «Здоровый образ жизни», «Сюжетно-ролевая игра», «Ролевые игры детей с 2 до 4 лет», «Игры с куклами».

3. Заключительный этап

  • Организация сюжетно-ролевой игры «Больница»
  • Выставка детских работ
  • Презентация «Знакомство с профессиями врача и медсестры»

Наблюдая за дошкольниками в деятельности, заметили, что дети в конце проекта стали чаще использовать для игр сюжетно-ролевую игру «Больница» с большим интересом и успехом играть в неё.

У детей сформировались основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

Анализируя результаты проекта, мы поняли, что использование сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребёнка, формирования его положительных личностных качеств, очень актуальна.

Список информационных источников:

*

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978
  2. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988 г.
  3. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989г. №5.
  4. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009г.
  5. Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. Играю – значит интересно живу. М: ДРОФА, 2008 г.
Просмотров: 377
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ишмухаметова Венера Ахмадулловна. Конспект сюжетно — ролевой игры «У врача» для детей первого и второго вида подготовительной группы
  • Батталова Гульназ Вагизовна. Статья о важности сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста.
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Суханова Тамара Олеговна, Тилина Людмила Юрьевна. «О важности сюжетно — ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста»
  • Мутыгулина Гюзель Салимгареевна. Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста.
  • Авдеева Марина Юрьевна. Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
  • Завьялова Елена Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные пожарные» для детей старшего дошкольного возраста
  • Черникова Юлия Владимировна. Конспект сюжетно–ролевой игры «Почтовый вагон» для детей среднего дошкольного возраста
  • Карелина Альбина Анатольевна. План — конспект сюжетно — ролевой игры «Автосервис» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Осокина Екатерина Андреевна. Презентация 'Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры'
  • Шарунова Вера Евгеньевна. Образовательный потенциал игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре — «Школа».
  • Акутина Ольга Валентиновна. Конспект занятия, обучающего игровым действиям для сюжетно – ролевой игры «Железнодорожники» для детей старшего возраста.
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Математическое развлечение с элементами сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математическим островам»
  • Заславская Татьяна Юрьевна. «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»
  • Кубышкина Татьяна Анатольевна. Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Упрямый лягушонок» по одноименному произведению С. Михалкова.
  • Есина Виктория Витальевна. Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».
  • Бурмистрова Мария Станиславовна. Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой на тему: «Больница» для детей 3-4 лет
  • Ларина Евгения Анатольевна. Конспект сюжетно – ролевой игры «Медицинский центр».
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Мустаева Алия Рифовна. Организация сюжетно-ролевой игры 'Магазин'
  • Ирина Кирхиева. Организация сюжетно-ролевой игры в 1 младшей группе
  • Макарова Галина Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Юшкова Светлана Ивановна. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников
  • Ершова Елена Викторовна,Скандакова Галина Витальевна, Гаранина Елена Анатольевна. Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».
  • Нина Александровна Ишмуратова. «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» на тему «Кафе» в подготовительной группе
  • Гребнева Наталья Викторовна. Организация сюжетно-ролевой игры «Модный дом»
  • Рябцева Наталья Александровна. Конспект организации и проведения во 2-ой младшей группе сюжетно-ролевой игры 'ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь