Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»

Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»

МАДОУ «ЦРР- детский сад №108» г. Сыктывкар Карповец Надежда Ивановна учитель — логопед

Актуальность игры

Мы живем в городе Сыктывкаре. Это север России — «зона рискованного земледелия». Многие растения у нас не приживаются и не растут. Дачи есть не у всех. Во время проведения игровых упражнений по теме «Овощи – фрукты» отметила, что знания у детей поверхностные, не подкреплены личным опытом. И не удивительно, что городские дети уверены, что «арбузы сладкие, как и все ягоды – поэтому растут на деревьях», «морковка и лук сами вырастут в земле, их сажать не надо», а «семечки в яблоках — для красоты». А когда рассказала о том, как маленькое яблочное семечко может вырасти в большую яблоню, у детей возникло много вопросов. Вот он – детский вопрос! Как поддержать детскую инициативу?! В обсуждении вопросов мы вместе с детьми решили собрать коллекцию семян фруктов.

 

Скачать презентацию

Именно так началось развитие игры «Волшебные семечки».

Интересная игра – не только развлечение, но и полезное учение!!

Развитие игры «Волшебные семечки»

Коллекционирование, как компонент индивидуализации образовательной среды, легло в основу игрового методического пособия «Волшебные семечки». Универсальность пособия – многофункциональное использование: ориентировка на любой возраст, индивидуальные возможности и потребности детей и развитие речи через совместную и индивидуальную деятельность с природным материалом.

Этапы развития игры:

  1. этап – сбор коллекции семян фруктовых деревьев и кустарников, ягод, орехов;
  2. этап – подбор контейнеров, коробок для рассматривания семян, косточек, плодов (удобные, закрывающиеся, прозрачные, разные: общие и индивидуальные);
  3. этап – наполнение коллекции семенами овощей, злаковых культур, косточками плодовых кустарников и деревьев, орехов, круп, цветного песка и другого материала;
  4. этап — создание мультимедийного тематического альбома «Волшебные семечки» для пополнения знаний, представлений о росте, размножении растений, разнообразии растительного мира, обогащение словаря;
  5. этап – подбор материала: карточки с рисунками – яркие изображения предметов растительного и животного мира, орнаменты – в зависимости от запланированных тем, бесцветные силуэты предметов и животных, трафареты, «лабиринты», стеклянный стол с подсветкой, цветная бумага для фона.
  6. этап — составление игровых заданий для взаимодействия с природным материалом, друг с другом, возможности выбора, исходя из индивидуальных и возрастных возможностей, проявления инициативы.

Разнообразить содержание игры можно за счёт трудовой деятельности (проращивание семян, посадка росточков в поддоны для проращивания рассады, высадка рассады в открытый грунт, наблюдение за ростом растений, ведение календаря наблюдений). Экспериментальная деятельность – взвешивание, измерение, сравнение по весу, размеру, длине, толщине – ширине и т.п. Крупные орехи можно использовать как предметы – заместители в сюжетно – ролевых играх. Орехи, семена прекрасный материал для дополнения мелких деталей при лепке, конструировании, аппликации. Мелкие гладкие орешки, семена — прекрасный релаксант для усталых ручек, можно использовать как физминутка.

Разнообразие природного материала, игровых заданий поддерживает интерес к игре

Цель игры:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Развитие речи и формирование психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в игре.

Формирование кинетической и кинестетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.

Речевые ориентиры

Работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

Формировать зрительно – пространственные представления;

Развивать ручную моторику;

Расширять объём импрессивной и экспрессивной речи, и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря;

Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей;

Совершенствовать навыки связной речи детей;

Вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи.

Материал:

Семена фруктов, овощей, ягод, злаковых, кустарников и деревьев: яблоко, вишня, мандарин, дыня, арбуз, подсолнечник, болгарский перец, тыква, лён, горох, чечевица, огурец, фасоль разного цвета и размера; семена сосны и липы с прозрачными листочками.

Косточки, плоды кедра, слив, абрикосов, персиков, хурмы, фиников, каштанов, кофе. Почки вербы, ольхи. Соцветие мимозы.

Мультимедийный тематический альбом «Волшебные семечки»: картинки с изображением плодовых деревьев, листьев, плодов и их половинок, этапы роста растений из семени.

Готовые формы для украшения, выполнения игровых заданий: ламинированные карточки с рисунками – яркие изображения предметов, растительного и животного мира, орнаменты, «лабиринты», карточки с заданиями.

Стеклянный стол с подсветкой, цветная бумага как фон для деятельности.

Общие и индивидуальные контейнеры с семенами и косточками.

Дополнительно можно использовать цветной песок, кусочки тканей, фетра, бумаги разной фактуры, цвета и формы и другой материал для добавления цвета, формы по выбору детей.

Для развития игры можно использовать крупы: греча, рис, кукуруза…

Разнообразие материала – условие для творчества

Условиями проведения игры являются: — природный материал вносится постепенно, по мере расширения знаний детей; — используем возможность попробовать фрукты, овощи на вкус в игре «Отгадай что ты ешь?!»; «Найди семечко от этого фрукта, овоща, назови его»; — бережное отношение к детскому творчеству не позволяет разбирать работу при ребёнке. Необходимо оставить работу, сфотографировать её. Можно составить интерактивный альбом детских работ, можно оформить альбом фотографий для рассматривания, составления рассказов.

Правила игры

Игра предназначена для количества игроков от 1 до 5 детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Продолжительность игры 15 – 25 минут (в зависимости от возраста и интереса ребенка).

Мотивация – внесение нового материала или нового игрового задания.

Выбор – карточки с заданием, с картинками.

3. Подбери необходимый материал – набор семян, косточек, дополнительных художественных материалов.

4. «Делаешь сам или с другом возьмешься за дело?».

5. Подготовь свой стол и все необходимое.

6. Во время игры можно разговаривать, напевать по желанию.

По желанию детей можно включить музыкальное сопровождение (спокойная музыка релаксирующего характера).

7. В конце игры доброжелательное обсуждение (что получилось, что хотел сделать, какое настроение у тебя и в твоей работе, что еще хочешь сделать в другой раз, т.д.). Обязательное условие – похвала, безусловное принятие любого ребёнка.

Начало развития игры

«Дорисуй картинку»

Цели реализуются в процессе разнообразной детской деятельности:

Игровой,

Коммуникативной,

Трудовой;

Познавательно – исследовательской,

Продуктивной (изобразительной, конструктивной и др.),

Музыкальной (слушание),

Чтение.

Для достижения цели имеют значение:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка;

Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволяет растить их общительными, любознательными, инициативными к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса;

Творческая организация воспитательно – образовательного процесса;

Вариативность использования материала игры, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и возможностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи.

Тема «Весна»

«День погружения» (реализация этнокультурного компонента образовательной программы)

Гигиенические требования к материалу

Игры проводить только в присутствии взрослого.

Разработать вместе с детьми правила безопасной игры и соблюдать их.

Для детей младшего возраста использовать только крупные косточки в присутствии взрослого.

Косточки замачиваем в воде с содой, кипятим на небольшом огне 10-15 минут, очищаем от мякоти, сушим в духовке.

Обработка природного материала кварцевой лампой по необходимости.

Предложенный игровой материал:

На готовой картине не закрашенный слон (жираф, лев, верблюд, страус, т.д.) – раскрась животное, какие звуки спрятались в слове;

«Чудесная коробочка» – угадай семечко на ощупь;

«Подбери семечко» – к изображению растения и плода;

«Поможем Золушке» – разобрать смешанные семена по ячейкам;

«Силуэты транспорта» — выложи любыми семенами силуэты, раздели на воздушный, водный и наземный транспорт;

«Знакомство с элементами коми орнамента» – назови, обведи, укрась;

Задания – «лабиринты» (проводи животных к их любимой еде, к дому, к маме с помощью семечек), т.п.;

Раскрась рисунок и реши задачу по рисунку;

«Продолжи узор» — обвести начало узора и продолжи сам;

Придумай рисунок и сложи из семечек на стеклянном столе с подсветкой, придумай рассказ.

Игровые задания

Придумай свой узор и нарисуй его.

Соединяя точки, повтори узор семечками или орешками.

Обведи начало узора семечками и раскрась его так, как подскажет тебе фантазия.

Заверши на круге необычный узор и раскрась его.

Дорисуй по пунктирным линиям и точкам лепестки. Раскрась цветок.

Придумай свой узор и укрась тарелку (круг, овал) на песочном столе.

Игровые задания

Закончи цветочный узор и раскрась его.

Чей шарик взлетел выше? При помощи семечек выложи нитки и укрась шары.

Выложи дорогу для автомобиля в гараж.

Соедини точки с цифрами так, чтобы получилась звезда.

Лабиринт. Помоги белочке собрать грибок, шишку и цветочек, соединив все разноцветными линиями из семечек.

Обведи и закончи орнамент. Раскрась его.

Нарисуй улитке домик, последовательно соединяя точки.

Дорисуй на картинке волны, солнышко и фонтанчик кита.

«Когда необходима помощь друга…»

Речевые задания (примерные)

«Индейцы». Найди предметы, в названиях которых есть звуки /С/, /Ц/. Укрась их.

Рассмотри картинку. Найди предметы в названии которых есть звуки /С/, /Сь/, /З/, /Зь/ и раскрась их.

«Барашек». Найди все буквы «С» в шерсти барашка и выдели их семечками.

Найди все родственные слова на картине «Сад» (яблоко, яблоня, яблочный, яблоневый лист, яблочко и т.п.) и отметь их яблочными семечками.

Игровые задания на песочном столе

Рисуем картину по замыслу на песочном столе природным материалом (один или несколько детей по желанию).

Выкладываем буквы, слоги, слова природным материалом.

На песочном столе (на логику):

«Исправь ошибку»

«Что изменилось?»

«Что лишнее?»

«Продолжи последовательность»

«Исправь ошибки».

Коррекционно – развивающая направленность типов заданий

Многообразие семян и косточек

Просмотров: 738
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Радионова Людмила Ивановна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Кочеткова Оксана Сергеевна. Мастер – класс по изготовлению дидактической игры из бросового материала для детей 1,5 – 2 лет «Спрячь фигурку»
  • Бутакова Надежда Николаевна. «Авторские игры и пособия, как условие индивидуализации процесса коррекции звукопроизношения у старших дошкольников»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Гусарова Надежда Александровна. Спортивно-познавательное развлечение для детей подготовительной к школе группы. Тема: 'Межпланетные олимпийские игры' для детей 6-7 лет (открытый показ НОД)
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Вместе с Мамой'
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь