Автор: Полстяная Марина Алексеевна, учитель-логопед МДОУ детский сад «Солнышко» с. Шелаево Валуйского района Белгородской области.
Современная жизнь требует от человека оперативности, открытости к новому, готовности к самореализации и саморазвитию. Социальный заказ общества, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует образовательный процесс ДОУ на развитие творческой личности, имеющей не только прочные знания, но и способной решать задачи нового века на высоком уровне, при этом реализуя в жизнедеятельности свой творческий потенциал. В целевых ориентирах дошкольного образования определены социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Поэтому основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, направленное на всестороннее развитие ребенка, его позитивную социализацию.
Современное общество требует от человека оперативности, открытости к новому, готовности к самореализации и саморазвитию. Успешнее это будет делать тот, кто умеет искать разные варианты и выбирать наиболее рациональные из них. Навыки, умения, приобретенные в дошкольном возрасте служили фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте, в школе, в течение всей жизни. И важнейшим среди этих навыков являлся навык логического мышления, способность «действовать в уме». Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности и тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению.
Современная педагогическая наука предлагает вариативный подход в образовании, обеспечивающий условия для развития индивидуальных способностей детей. Эффективным средством достижения поставленной цели является выполнение детьми занимательных заданий развивающего характера, при использовании которых формирование логического и творческого мышления ребенка происходило ненавязчиво, незаметно для него самого и в интересной, доступной для его возраста форме.
Развивающие игры являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.
Игры В.В. Воскобовича учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.
Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребенка. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Развивающие игры имеют ряд особенностей:
- широкий возрастной диапазон участников игр;
- многофункциональность.
- вариативность игровых заданий и упражнений;
- творческий потенциал каждой игры.
Одной из трех больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Щнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством.
Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Подготовка к обучению ребёнка чтению идёт в три этапа:
Первый этап. Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Второй этап. Знакомство со слогами. Слияние букв.
Третий этап. Слоговое чтение. Чтение простых слов.
В процессе знакомства с игрой «Теремки» решаются следующие задачи:
- знакомство с буквами, звуками
- различение твердости-мягкости, звонкости-глухости
- составление слогов, освоение слияния звуков в слоге
- знакомство с орфографическими исключениями русского языка
- конструирование слов и простых предложений
- использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов
- развитие внимания, памяти, мышления.
Не менее интересной является игра «Складушки» – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. Рисунки, стихи, музыка иллюстрируют складовую систему обучения. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, поете песенки, которые ребенок помогает подпевать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.
К играм, помогающим педагогу добиваться высоких результатов, можно отнести игры- эрудиты «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»; «Читайка на шариках»; знаковые конструкторы: «Шнур-затейник», «Геовизор», «Логовизор», «Игровизор», «Конструктор букв».
«Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С помощью игры «Конструктор букв» ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.
Игра «Читайка на шариках» развивает:
- формирование интереса к чтению
- различение звонких, глухих согласных звуков
- звуковой анализ слов
- деление слов на слоги и произвольные части
- слоговое чтение
- конструирование и чтение слов, словотворчество
- внимание, память, воображение, мышление
- мелкую моторику рук.
Каждая игра технологии обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок — отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.
Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В. В., можно добиться положительного результата в речевом развитии детей и обучении чтению.
Список литературы:
- Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». — СПб, 2007.
- Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. – Детство-Пресс, 2012.
- Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. — Воронеж, 2013.
|