- Шокас А.А. старший воспитатель,
- Павленко Г.П. воспитатель МАДОУ «Солнышко»
п. Чернянка Белгородской области»
В настоящее время вопросы развития детей раннего возраста одна из самых актуальных проблем современности, которая обозначена в рамках реализации концепции плана мероприятий «Десятилетие детства», демографической политике, развитие детей раннего возраста в условиях ДОО стала приоритетным направлением, что подтверждает и одно из направлений регионального проекта «Дети в приоритете» — «Обновление содержания детей раннего возраста».
Инновация в образовании нацелили нас на поиск новых образовательных технологий.
Являясь участником региональной инновационной площадки по проблеме «Апробация игровой технологии интеллектуально- творческого развития детей раннего возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области» нами была определена технология В.В. Воскобовича, основанную на игровой деятельности.
Только игровая деятельность может осуществить, всестороннее развитие детей, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и приобретается опыт общения со сверстниками, символическая функция сознания, дети познают правила поведения в обществе и постигают нравственные ценности. В условиях реализации ФГОС ДО развивающие игры стали очень востребованы т.к. как они являются главным звеном в обучении, развитии и воспитания каждого ребенка.
В условиях МАДОУ «Солнышко» во второй группе раннего возраста все игры и пособия сконцентрированы в одном месте — «интеллектуально — игровом центре». Фиолетовый Лес, «населенный» персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича.
Наш лес мы придумали сами. Его нарисовали на ткани, и получилась атмосфера сказочного леса. Цвет леса не случаен – это один из основных цветов спектра, многие специалисты по дизайну цвета связывают его с какими — то находками, открытиями, созданием чего-то нового, он мистичен и загадочен. Это будет мир малыша, где он будет играть, конструировать, придумывать, собирать.
Ценность развивающих детских игр В.В. Воскобовичем состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.
РИВ основаны на трех основных принципах: познание, интерес, творчество.
Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича:
- Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
- Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мыш-ления и творчества.
- Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
- Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
- Развитие мелкой моторики.
Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возмож-ность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои — мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик — сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное разви-тие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний. Например:
«Помоги ежику собрать листочки»
Задачи: — закрепление умения выделять признак — большой и малень-кий; — развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров
Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.
Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, ма-ленькому – маленькие.
Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.
«Подарим гномам листочки»
Задачи: — развитие внимания памяти; — закрепление знания основных цветов; — развитие умения группировать по цвету.
Оборудование и материалы: листочки 4 цветов, гномы.
Чтобы вовлечь детей, родителей (законных представителей) новой современной игровой технологией был разработан проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича».
Участники проекта: дети 2 группы раннего возраста- 20 человек, воспитатели, родители.
Реализация проекта: сентябрь 2019 –май 2020 г.
Обоснование:
В возрасте от 1 года до 3 лет возрастает речевая активность ребенка, общение со взрослыми становится не только эмоциональным, но и познавательным. Этому способствуют игры В.В. Воскобовича, которые направлены на развитие речи и наглядно-действенного мышления ребенка.
Развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от одного года и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. Игры Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы.
Сказочные лабиринты игры — это модель развивающего обучения детей в игровой деятельности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно — задача достаточно сложная.
Цель проекта:
- Создание условий для развития речи детей раннего возраста посредством технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича»
- Использовать игровую развивающую технологию «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича для развития речи детей.
Задачи:
- Создать развивающую предметно — пространственную речевую среду.
- Формировать речевых навыков детей: словарь детей, звуковую культуру, связную речь через игровые ситуации в форме сказок.
- Разработать новые формы вовлечения родителей (законных представителей) образовательную деятельность.
Предполагаемые результаты:
- Создание развивающей предметно — пространственной речевой среды в группе с учетом технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
- Изготовление авторских пособий.
- Проведение Мастер- класса «Возможности технологии В. Воскобовича для развития детей раннего возраста».
- Подбор и систематизация диагностик уровня речевого развития детей раннего возраста.
Оборудование: игры В.В. Воскобовича.
1 этап.
-Проведение родительского собрания.
- Разработка системы консультационных мероприятий для родителей по раннему речевого развитию детей
- Оформление интеллектуально-игрового уголка на основе пособия «Фиолетовый лес», подбор игр.
2 этап.
- Реализация образовательных ситуаций по развитию речи с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
- Изготовление авторских игр
-Проведение мастер- классов для родителей и педагогов.
2 этап. Презентация результатов.
-Проведения диагностики по речевому развитию детей раннего возраста.
- Презентация авторской игры на родительском собрании.
- Презентация образовательных ситуаций с детьми раннего возраста на ММО.
- Презентация новых форм вовлечения родителей (законных пред-ставителей) в инновационную образовательную деятельность.
Вывод: В результате реализации проекта мы предполагаем, что будет:
- Создана специальная развивающая предметно — пространственная речевая среда.
- Сформированы основные речевые навыки детей раннего возраста: формирование словаря детей, звуковая культура, связная речь, грамматический строй речи.
- Разработаны и апробированы новые формы вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность.
- Будет обобщен и транслирован инновационный опыт по обновлению содержания образования детей раннего возраста
Литература:
- Вкладыши к играм.
- Развивающие игры Воскобовича. 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В.Воскобовича, Л. С. Вакуленко.
|