Подготовила Воспитатель: Павленко Г.П.
Цель методических посиделок:
«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в педагогическом процессе»
Прежде, чем начать посиделки, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.
Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и белый, белый снег. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите как здесь тихо. Почувствуйте запахи: прошёл чистый и пушистый снег, пахнет свежестью, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего времени пока мы с вами будем вместе. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наше мероприятие.
«Развитии речи детей раннего возраста с использованием фольклора».
Слово «фольклор» появилось в XIX веке,
пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Устное — из уст в уста
Народное — автор — народ
Творчество — создано в результате труда
Актуальность
Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи
- Освоение разговорной речи
- Расширение словарного запаса
- Воспитание звуковой культуры речи
- Формирование связной речи
- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни)
- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям
- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности
- Установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период
- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
Жанры фольклора
Потешки Заклички Скороговорки
Колыбельные песни Поговорки
Пестушки Загадки Приговорки Сказки
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.
Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет.
Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями — играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.
Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая маску или костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.
Потешки
Это короткие стишки (реже песенки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.
Пример:
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки. Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре.
Я – зверек
И ты – зверек,
Я – мышонок,
Ты – котенок.
Ты хитер,
А я умен.
Кто умен,
Тот вышел вон.
Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.
Колыбельные песни — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега.
Только звездам, только ночке
В синей сини над селом…
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-бай!»
А конец: «Баю-бай!»
Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
Кушай, кушай, котик!
Открывай свой ротик:
Кашку и оладушки,
Да сыграй нам "Ладушки"
Ладушки, ладушки,
Вкусные оладушки!
Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) —это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.
Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.
— стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам -
Всем нальет в стаканчики:
"Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!"
Заклички один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Радуга-дуга,
Перебей дождя –
Опять в ночь
Льет во всю мочь;
Перебей гром,
Не попал бы в дом.
А теперь уважаемые коллеги приступаем к практической части наших посиделок
Практическая часть:
1. задание «Объяснялки»
Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:
- светлица (светлая парадная комната в доме)
- горница (верхняя комната)
- портки (штаны)
- косоворотка (рубаха с косым воротом)
- рать (войско)
- чело (лоб)
- изгородь (ограда)
- перст (палец)
- око (глаз)
- уста (рот, губы).
2. задание:
У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я вам говорю начало имени, а вы вспоминаете окончание.
- Кощей… (Бессмертный)
- Елена… (Прекрасная)
- Василиса… (Прекрасная или Премудрая)
- Сестрица… (Аленушка)
- Финист… (Ясный сокол)
- Иван… (Царевич или дурак)
- Братец… (Иванушка)
- Змей … (Горыныч)
- Крошечка… (Хаврошечка)
- Заяц… (Хваста)
3. задание
Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для вас.
- Волков бояться – (в лес не ходить).
- Всякое дело – (мастера боится).
- Делу время – (потехе час).
- За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).
- Не хвались началом – (хвались концом).
- У ленивого Федорки – (всегда отговорки).
- Человек без друзей – (что дерево без корней).
- Семь раз отмерь – (один раз отрежь).
- Лениться да гулять – (добра не видать).
- Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда).
И в завершении я предлагаю вам помедитировать.
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на наши посиделки свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили сегодня нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, за работу.
Творческих всем успехов!
|