Фольклор… всё чаще это слово радует слух взрослых и детей. Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Формирование русской культуры базируется на русском фольклоре. С древних времён вся деятельность русского народа сопровождалась песней. Специальные песни распевались во время посева, сбора урожая. колядования, масленицы, различных праздников Русский фольклор-это источник национального богатства, залог сохранения традиций народной культуры. В связи с этим важно знакомить детей с русским народным творчеством, передавая из поколения в поколение красоту и самобытность нашей культуры.
Приобщаясь к народной культуре, ребёнок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного. Решает свои эмоциональные проблемы, познаёт мир и людей.
Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня. Её прямая функция –успокоить. Убаюкать маленького ребёнка. Мудрый народ, не знакомый с основами психологии, путём многолетних наблюдений понял. Что сделать это можно не бурной. удалой песней, а тихой. Монотонной, умиротворяющей мелодией. Так создалась форма для колыбельной песни. Эти извечные материнские мечты высказываются такими нежными, идущими от сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу.
Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки и потешки. Своё название они получили от слов «пестовать2, тешить. Что означает нянчить, растить, ходить за кем-нибудь, носить на руках. Термин»
«пестун», был равнозначен более позднему слову «воспитатель», он встречается на страницах летописей. Пестушки и потешки-короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребёнка в первые месяцы жизни. Анализ текстов позволяет выделить главные их особенности: быстрый ритм. Шуточно-юмористическое содержание, связанные с различными движениями детей: протягиванием рук, первыми шагами, движением, беганием. Так движения, сопровождающие материнские приговоры современные врачи-педиатры рекомендуют молодым родителям как простейшие, но крайне необходимые ребёнку физические упражнения. Эмпирически это было открыто в народной среде и,более того, закреплено в разнообразных воспитательных средствах, методах и приёмах.
К числу простейших, но так необходимых ребёнку относятся движения, напоминающие потягивание. Когда ребёнок проснётся и потягивается, его гладят по животику и разгибают ножки и ручки, сопровождая эти действия соответствующими словами:
Потягунушки, потягунушки, А в ножки-ходунушки, А в ручки-хватунушки, А в роток-говорок, А в головку-разумок.
Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребёнка в его первых и очень трудных для него шагах6 «Ай. Деточка, попляши. Твои ножки хороши!»
Помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причём эти уроки ненавязчивые, неназойливые, простые, интересные, занимательные. И действительно, коза бодает того, кто молока не пьёт. В «Ладушках» наказывают кошку Машку, за то, что съела кашку, не ей предназначенную. А в «Сороке» каша достаётся всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал. маленок, за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил».
Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребёнка, а современные психологи доказали, что усвоение ребёнком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости.
Фольклорное искусство-синкретичное по своей природе- предполагает обязательный эмоциональный и энергитический обмен.
В своей работе с детьми я использовала народные песни, потешки, прибаутки, создавая комфортную этномузыкальную среду, в которой дети, играя, обучаются. Учить детей слышать, любить и понимать народную музыку, чувствовать красоту музыкального произведения- вот цель моей работы.
В процессе изучения данной темы6 «Воспитание детей младшего возраста посредством фольклора» считаю наиболее эффективными методы:
Беседа-разновидность словесного метода.
Художественно-практический метод связан с двигательными реакциями и активными действиями ребёнка в процессе его общения с музыкой.
Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры ребёнка через выходы за пределы музыки. Механизмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные связи музыки с другими видами искусства-живописью, поэзией и.т. д.
Метод пластического интонирования направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений.
Поработав над данной темой считаю, что имеет смысл продолжить дальнейшее её изучение и работа над данной темой с детьми среднего возраста. Используя малые формы фольклора, можно сделать выводы о том, чтоони способствуют развитию эмоциональных чувств. Помогают ребёнку «открыть» себя, вызывают интерес к народному творчеству.
|