Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях.
Арманд Давид Львович
В современном мире компьютерных технологий и очень сложной экологической ситуацией в мире особенно важно сохранить связь человека с природой. Ведь, если человек живёт в гармонии с природой, то он живёт в гармонии с самим собой, а гармония – это, прежде всего залог счастья и здоровья. Поэтому, исходя из данной ситуации, мы, педагоги и родители наших детей просто обязаны воспитать экологическую культуру у детей. Воспитание культуры человека закладывается в самом раннем возрасте ребёнка. Почему именно в дошкольном возрасте? Потому что именно в этом возрасте ребёнок познаёт себя и окружающий его мир, исследует этот мир и задаёт много вопросов. Дети очень активны и подвижны в этом возрасте и в прямом значении слова «пробуют всё на зубок». Дети, как «губка», впитывают в себя всё, что их окружает. И только от взрослых зависит, что именно впитает в себя маленький человек общества.
Мы решили, что наилучшим образом воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста можно решить средством реализации проекта «Элементарные формы детского туризма».
Целью проекта стало формирование научных и практических знаний целостных ориентаций дошкольников по отношению к природе, используя ресурсы туристической деятельности.
Перед собой поставили следующие задачи:
- расширить и систематизировать элементарные экологические знания дошкольников через доступные формы детского туризма;
- развивать познавательно-исследовательский интерес к объектам живой и неживой природы, используя элементы туризма (туристической деятельности);
- формировать понимание того, что человек – это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, учить самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды;
- воспитывать осознанное, осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека объектам и явлениям природы;
- устанавливать партнёрские взаимоотношения с родителями воспитанников, мотивировать родителей к участию в исследовательской и проектной деятельности детей.
Мы прекрасно понимаем, что природа даёт людям жизненные силы. И в доказательство этому можно привести слова известного датского писателя Ханса Кристиана Андерсена:
Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.
Нам, взрослым и детям, нужно сохранить нашу Матушку-природу.
Формами реализации детского туризма является прогулка, экскурсия или поход. Для того, чтобы воспитать у дошкольников старшего возраста понимание того, что человек является частью природы, и, что он должен беречь, охранять и защищать её – нам, педагогам, нужно организовать и сходить с детьми в «сказочный» поход. А помогут нам в этом всем знакомые Герда и Кай из «Снежной Королевы» Х.К. Андерсена. В сказке очень хорошо отражены мир, гармония и тесная взаимосвязь человека с природой. Опираясь на эту сказку можно детям показать очень много примеров, заставить их задуматься над действиями человека. Одним из самых главных вопросов будет следующий: Почему Снежная Королева завладела сердцем Кая, а сердцем Герды не смогла? Ответ прост. На протяжении всего нашего путешествия по сказке Герда очень бережно относится к окружающей её среде: деревьям, птицам, зверям, реке. И вся природа ей помогает. А почему Кай попал в беду? Ответ тоже очевиден. Кай очень плохо, небрежно, высокомерно вёл себя по отношению к природе. Данная сказка была теоретическим подготовительным путешествием по природе.
Дальше перед нами встаёт вопрос: как грамотно сформировать у дошкольников практические навыки и умения при помощи элементарных форм детского дошкольного туризма. Прежде всего, нужно разобраться какие вообще существуют формы детского туризма. А поможем нам в этом Распоряжение Правительства РФ от 06. 07. 2018 N 1375-р (ред. от 01. 12. 2018) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (с изм. и доп., вступ. в силу с 14. 12. 2018)». В пункте 73 предлагают популяризовать детский туризм в России, создать условия для занятий детей туризмом, формировать у них навыки здорового образа жизни, приобщить их к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России. По данным этого распоряжения уже тысячи детей приняли участие в походах и экскурсиях, и количество детей растёт с каждым годом.
Итак, начнём с того, какие же есть условия в детском саду, чтобы практически заняться туризмом.
Дошкольники где-то с 3-х лет до 7-ми лет находятся в детском саду. Поэтому первый этап научной деятельности в детском туризме будет нарисовать топографическую карту местности детского сада.
Детям будет это очень интересно. Сначала каждый чертит свою карту, а потом все вместе начинают работать над этой картой и делать её понятной. Здесь ребёнку можно разъяснить, что такое топографические знаки и отметить их на своей карте. После этого этапа можно переходить на улицу (территорию детского сада) и проводить воспитательно-развивающие игры, например найти какой-то предмет по координатам. Естественно, что дошкольник ещё не умеет пользоваться компасом или навигатором, но это и не требуется. Нам нужно дать координаты в виде описания. Например: нужно найти жёлтый мяч, который находится в пяти шагах от жёлтого автобуса в сторону цветочной клумбы. Мяч можно спрятать в клумбе или рядом с забором. Также можно на карте отметить крестиком место, где находится мяч. В первом случае, мы учим детей ориентироваться на местности, а во втором – дети учатся пользоваться картой. Это будет интересно и увлекательно, и дети незаметно для себя в игровой форме научатся ориентироваться на местности и по карте. Можно придумать различные квесты, прогулки-разведки, прогулки-поиски, занятия-соревнования между туристическими группами и многое другое. Летом можно проводить следующие исследования: почему в тени трава не такая высокая или яркая, чем на солнце. И тут дети должны понять, что именно солнце и свет дают жизнь всему в природе. Насколько будут эффективны элементарные воспитательные формы детского дошкольного туризма, зависит от опыта, профессионализма и фантазии педагога-воспитателя. Но, не стоит всё класть на плечи воспитателя. Естественно, огромную роль в формировании воспитания экологической культуры ребёнка, играют родители. Но для этого педагогу необходимо провести трудоёмкую работу с родителями, чтобы установить доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников. Сразу же возникает вопрос: как мотивировать родителей к участию в исследовательской и проектной деятельности детей? К сожалению, это очень трудно. В современном мире все люди очень загружены на работе, и как бы это печально ни звучало, но на детей остаётся очень мало времени. Но, несмотря на загруженность, выходные родители посвящают детям и ходят в походы выходного дня. Нужно сделать родительское собрание и попросить родителей объяснять своим детям, что не надо мусорить на отдыхе, так как природа – это живой организм и если мы будем оставлять мусор, то наша зелья заболеет, и привести пример, что если люди руки не моют, то на них остаются микробы и они начинает болеть. Вот и мусор для земли – это загрязнение, это микробы. Дальше, не всегда останавливайтесь на чистых полянках, выбирайте загрязнённые поляны, уберите её, а потом уже сделайте пикник и уберите за собой. Этим самым вы научите детей трудиться и уважать свой и чужой труд. И очень важно детей познакомить с костром и объяснить, как его тушить. А тушить вот как, обязательно должна быть бутылка с водой (5 литров) и ведро с песком. Это сейчас обязательное условие, если мы хотим развести огонь в разрешённом месте. То есть дети должны узнать, как и чем можно затушить огонь, а также познакомиться с правилами поведения в лесу.
В ходе нашего проекта мы решили все поставленные задачи и достигли нашу цель в соответствии с ФГОС ДО. Нам удалось мотивировать детей и их родителей. Только делая всё вместе и сообща можно добиться высоких и качественных результатов. Дети – это наше будущее. Если мы сейчас будем лениться и не будем вкладывать в наших детей любовь и заботу, то в будущем у нас не будет БУДУЩЕГО.
Литература:
- Андерсен Х.К. «Снежная королева». Издательство «Речь» 2015г. – 72с.
- Вопросы дошкольной педагогики. Международный научно-методический журнал №2 (12) /2018г. – с.34-35.
- Распоряжение Правительства РФ от 06. 07. 2018 N 1375-р (ред. от 01. 12. 2018) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (с изм. и доп., вступ. в силу с 14. 12. 2018)». Пункт 73.
|