Н.Г. Пантелеева, к.п. н., член-корреспондент МАНПО, заместитель заведующего ФГКДОУ «Детский сад №145» Министерства обороны РФ г.Можайска Московской области
Аннотация: в статье автор затрагивает важную сферу человеческого бытия, как культура взаимодействия подрастающего поколения с природой. Взрослые (родители и педагоги) должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными. Это требует постоянного контакта ребенка с природой, только в ходе взаимодействия с природой возможно нравственное становление и развитие личности.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, практико — ориентированная деятельность, новые формы деятельности.
Каждый год в развитии нашей страны особенный, насыщен событиями и памятными датами в истории и культуре Отечества. Не исключением явился и 2017 год, который объявлен Правительством Годом экологии в целях привлечения внимания общества к экологическим проблемам. Все это позволит, как мы надеемся, существенно повысить интерес маленьких граждан в воспитании их экологической культуры.
Скачать конспект
Характерной чертой современного социума является снижение экологической устойчивости, разрушительной деятельности человека по отношению к природе. Реализация данной задачи должна осуществляться на первой ступени образования, т.е. с раннего дошкольного детства, чтобы сформировать нравственные формы взаимодействия ребенка с окружающим природным миром, развить потребность в познавательном общении с миром живой и неживой природы. В результате познания детьми природного мира воспитывается их экологическая культура и проявляется в эмоционально — положительном и ответственном отношении к природе, к окружающей среде, соблюдении определенных этических норм и ценностных ориентаций. Формирование начал экологической культуры, базисных компонентов личности – это правильное отношение к природе во всем ее многообразии, грамотное взаимодействие с миром природы; к людям, охраняющим и созидающим ее. Это сложная задача, требует преобразования всей сложившейся системы педагогической работы по экологическому воспитанию. Большое значение имеют не только непосредственные контакты с природой в процессе ознакомления, но и включение маленьких граждан в систему различных форм и видов экологически практико — ориентированной деятельности, которая предоставляет широкие возможности для воспитания их экологической культуры. Взрослые (педагоги и родители) должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре эмоционального общения с растениями и животными, природоохранной деятельности. Своим примером показать, как важно не обижать животных, не рвать охапками цветов, не мусорить возле дома. Экологическое поведение, культура понимания ценности природы тесно связано с патриотическим воспитанием и формируется в практической деятельности при активном участии взрослых, которые ненавязчиво и повседневно учат понимать и защищать окружающий мир. Следовательно, необходимо выработать программу действий согласно возрастным особенностям детей: от года до 3 лет отношение к миру формируется через подражание взрослым; от 3 до 7 лет участие детей строится на познавательно-игровой основе. Жизнь ребенка требует постоянного общения с природой, только в ходе не-прерывного общения и взаимодействия с природой возможно нравственное становление и развитие личности.
Опыт известного педагога В.А. Сухомлинского, который раскрыл сущность экологического воспитания в социальном и нравственно-этических аспектах созвучна с требованиями времени — воспитание детей через природу. Он утверждал, что природа – первый воспитатель, родник фантазии и доброты, поэтому первые уроки мышления детей должны быть среди природы и на природе: замечать очарование обычного, чувствовать настроение природы, слушать музыку природы, проявлять сочувствие. Его маленькие поучительные рассказы о природе заставляют задуматься не только детей, но и взрослых. Считаем, что непосредственное общение в природной среде: экскурсии, использование экологических троп — основа для воспитания у детей доброты, гуманности и понимания ценности природы.
Важным условием формирования экологической культуры личности ре-бенка является создание экологической развивающей среды в группе и на участке детского сада, чтобы возникла потребность в общении с природой и бережное отношение ко всему живому. Это обогащает воспитательную работу с детьми и делает ее богаче, многограннее, содержательнее. Пути приобщения к экологической культуре дошкольников с помощью игровых технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческой деятельности многогранны.
Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что разные формы и виды познавательной деятельности экологического содержания помогают формировать у детей установки правильного поведения в природе по защите окружающей среды. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию продолжается в семье, это решение разнообразных проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, уход за растениями и животными дома, экологические проекты и эксперименты, чтение, день добрых дел и др.
В практике экологического воспитания используем особый метод получения знаний детьми о природе – тренинг, направленный на развитие чувств, расширения взаимодействия с природой, на действия в воображаемой ситуации. Это интерактивное обучение в приобретение нового опыта и формирования культуры поведения в специально созданной экологической среде. Используя различные модели и ситуации, проигрывая их, дети упражняются в осознанном отношении к миру природы.
Путешествие по воображаемому лесу
Цель: оживить эстетические впечатления и переживания детей, вызван-ные наблюдениями за явлениями в природе летом и осенью. Развивать умение детей использовать накопленный опыт наблюдений при решении логических задач, самостоятельно устанавливать закономерности сезонной жизни растений и животных, выражать суждения в речи. Прививать любовь ко всему живому на земле.
Подготовка: цикл экскурсий в лес, их тематика: тайны и дары леса, лес-ные обитатели, лесная аптека. Рассматривание книг, энциклопедий о природе, чтение, использование газетного материала «Окно в природу», знакомство с народным словом; беседы «Как лесники заботятся о лесе?», «Лес — наше богатство», викторина «Лесные обитатели» с использованием сказок, песен, пословиц; экологические игры «Старик – лесовик», «Народные приметы», придумывание экологических сказок, рисование «Лес — полный чудес», слушание музыки Ф.Листа «Шум леса», детско-родительский конкурс «Природа и фантазия» (работа с природным материалом), оформление альбома «Сказки леса», домашние задания, практическая деятельность детей в природных зонах.
Обстановка: в группе создан воображаемый лес – на полу разбросаны листья, в углу лежат бревна, деревья бутафорские, искусственные ели, на загадочной тропинке расположены ежи, птичье гнездо, грибы, «овраг» — в 2 ряда расположена веревка.
Ход: педагог приглашает детей в волшебный лес, по тропинке пойдем, песню звонкую споем (дети идут в воображаемый лес и поют песню «Вместе весело шагать» В.Шаинского). Лес любит тишину, послушайте музыку леса – это целый мир звуков. Дети приостанавливаются, вслушиваются в звуки леса (включается запись – шелест листьев, журчание ручья, пение птиц). Из-за елки появляется Лесовик: я – старик-лесовик! По лесу хожу, за порядком слежу, деревьям помогаю, зверушек защищаю, добрых людей ягодами угощаю. И пропущу вас в лес тогда, когда узнаю, что вы действительно любите землю, природу, много знаете о ней. Сейчас осень, все увядает, что можете рассказать об этом? (дети рассказывают стихи, поговорки, народные приметы, загадки). Молодцы! Педагог: ребята, у каждого времени года свой любимый цвет. А какой цвет у осени? (фантазии детей).
Лесник: послушайте правила, которые надо знать тем, кто приходит в гости в лес: «Не сори, не шуми, не губи!» Повторите их и можно идти.
Педагог: дальше по тропинке пойдем, много интересного найдем; идут вместе с Лесником. На тропинке встречаются ежи. Педагог: ребята, посмотрите, ежи притаились на тропинке. А что это они так притихли? (осенью ежи мало бегают по лесу, не ловят мышей, забираются под листья и дремлют). А как ежи готовятся к зиме? А другие звери, как? (ответы). Давайте не будем им мешать и пойдем дальше по тропинке, пусть засыпают. На тропинке попадается гнездо. Ребята, а почему гнездышко лежит на земле? (рассуждения детей). Да, некоторые птицы устраивают свои гнезда на земле. Но это же гнездо разорено, посмотрите! (обсуждают ситуацию). Лесник: в лес приходят недобрые люди – ломают деревья, разоряют гнезда и муравейники; чтение стихотворения «Дикарь в лесу» Г.Ладонщикова. Педагог: как вы думаете, как надо относиться к природе? (высказывания детей). Молодцы! Ко всему живому надо бережно относиться. Добрый человек никогда не пройдет мимо обиженного живого существа. Будем лес любить и оберегать! Посмотрите, сколько деревьев вокруг разных. Как вы думаете, интересно быть деревом? (фантазии детей). Сейчас вас превращу в деревья (проводит волшебной палочкой над головами детей), поднимите свои руки вверх – это ветки и пошевелите листьями – пальцами. Слышите, какой ветер поднялся. Расставьте ноги широко, они превратились в корни дерева. Чувствуете, как они крепко держат вас в земле? (дети изображают деревья). Вы – замечательные дере-вья! Идут дальше. Педагог: ой, да тут овраг! Как же нам быть? (предположения детей). Давайте перепрыгнем, мальчики, помогите девочкам. На другой стороне оврага грибы-муляжи, короткая беседа «Что мы знаем о грибах?». Ребята, если вы увидите в лесу мухомор, пройдете мимо или собьете его? (ответы).
На тропинке лежит конверт, педагог читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы его большие друзья. И лес рад видеть вас у себя в гостях. Отгадайте мою загадку «Кто, где зимует?» (составлено Е.И. Золотовой) — собрались насекомые на лесной полянке и стали расска-зывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель»; «А я, — сказал муравей…»; «А мы, — зажужжали пчелы, жуки…»; «А я, — зашуршала гусеница…». Что сказали насекомые? Где они будут зимовать? (ответы-рассуждения детей). Дети идут дальше, педагог предлагает остано-виться и полюбоваться красивыми местами. Вот бревнышки: отдохнем, посидим и вспомним домашнее задание — экологические сказки, придуманные дома (педагог хвалит детей). Проводится игра «Лесорубы» — дети распре-деляются на три группы: одни – деревья, другие – звери, третьи – лесорубы. На слова лесорубы идут – лесорубы стремятся захватить дерево, а звери стараются их спасти (экологическое родство: зайчик – осина, медведь – рябина, тетерев – береза, кабан – дуб, глухарь – сосна). Педагог спрашивает у Лесника, что это за мешочки у него на поясе? Лесник: это мои волшебные мешочки, в них полезные лекарственные травы. Какие травы нашего края знаете вы? Лесник дает детям понюхать и почувствовать запах трав. Ну что друзья, нравится вам в лесу? Дети прощаются с Лесником.
Используемая литература
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная про-грамма дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Ручий Н.П. Дошкольное образование. Новые формы работы / Теория и практика образования в современном мире: Материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012.
- ФГОС дошкольного образования /Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013г. № 1155.
|