Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи

Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи

Н.Г. Пантелеева, к.п. н., член-корреспондент МАНПО, заместитель заведующего ФГКДОУ «Детский сад №145» Министерства обороны РФ г.Можайска Московской области

Аннотация: в статье автор затрагивает важную сферу человеческого бытия, как культура взаимодействия подрастающего поколения с природой. Взрослые (родители и педагоги) должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными. Это требует постоянного контакта ребенка с природой, только в ходе взаимодействия с природой возможно нравственное становление и развитие личности.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, практико — ориентированная деятельность, новые формы деятельности.

Каждый год в развитии нашей страны особенный, насыщен событиями и памятными датами в истории и культуре Отечества. Не исключением явился и 2017 год, который объявлен Правительством Годом экологии в целях привлечения внимания общества к экологическим проблемам. Все это позволит, как мы надеемся, существенно повысить интерес маленьких граждан в воспитании их экологической культуры.

 

Скачать конспект

Характерной чертой современного социума является снижение экологической устойчивости, разрушительной деятельности человека по отношению к природе. Реализация данной задачи должна осуществляться на первой ступени образования, т.е. с раннего дошкольного детства, чтобы сформировать нравственные формы взаимодействия ребенка с окружающим природным миром, развить потребность в познавательном общении с миром живой и неживой природы. В результате познания детьми природного мира воспитывается их экологическая культура и проявляется в эмоционально — положительном и ответственном отношении к природе, к окружающей среде, соблюдении определенных этических норм и ценностных ориентаций. Формирование начал экологической культуры, базисных компонентов личности – это правильное отношение к природе во всем ее многообразии, грамотное взаимодействие с миром природы; к людям, охраняющим и созидающим ее. Это сложная задача, требует преобразования всей сложившейся системы педагогической работы по экологическому воспитанию. Большое значение имеют не только непосредственные контакты с природой в процессе ознакомления, но и включение маленьких граждан в систему различных форм и видов экологически практико — ориентированной деятельности, которая предоставляет широкие возможности для воспитания их экологической культуры. Взрослые (педагоги и родители) должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре эмоционального общения с растениями и животными, природоохранной деятельности. Своим примером показать, как важно не обижать животных, не рвать охапками цветов, не мусорить возле дома. Экологическое поведение, культура понимания ценности природы тесно связано с патриотическим воспитанием и формируется в практической деятельности при активном участии взрослых, которые ненавязчиво и повседневно учат понимать и защищать окружающий мир. Следовательно, необходимо выработать программу действий согласно возрастным особенностям детей: от года до 3 лет отношение к миру формируется через подражание взрослым; от 3 до 7 лет участие детей строится на познавательно-игровой основе. Жизнь ребенка требует постоянного общения с природой, только в ходе не-прерывного общения и взаимодействия с природой возможно нравственное становление и развитие личности.

Опыт известного педагога В.А. Сухомлинского, который раскрыл сущность экологического воспитания в социальном и нравственно-этических аспектах созвучна с требованиями времени — воспитание детей через природу. Он утверждал, что природа – первый воспитатель, родник фантазии и доброты, поэтому первые уроки мышления детей должны быть среди природы и на природе: замечать очарование обычного, чувствовать настроение природы, слушать музыку природы, проявлять сочувствие. Его маленькие поучительные рассказы о природе заставляют задуматься не только детей, но и взрослых. Считаем, что непосредственное общение в природной среде: экскурсии, использование экологических троп — основа для воспитания у детей доброты, гуманности и понимания ценности природы.

Важным условием формирования экологической культуры личности ре-бенка является создание экологической развивающей среды в группе и на участке детского сада, чтобы возникла потребность в общении с природой и бережное отношение ко всему живому. Это обогащает воспитательную работу с детьми и делает ее богаче, многограннее, содержательнее. Пути приобщения к экологической культуре дошкольников с помощью игровых технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческой деятельности многогранны.

Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что разные формы и виды познавательной деятельности экологического содержания помогают формировать у детей установки правильного поведения в природе по защите окружающей среды. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию продолжается в семье, это решение разнообразных проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, уход за растениями и животными дома, экологические проекты и эксперименты, чтение, день добрых дел и др.

В практике экологического воспитания используем особый метод получения знаний детьми о природе – тренинг, направленный на развитие чувств, расширения взаимодействия с природой, на действия в воображаемой ситуации. Это интерактивное обучение в приобретение нового опыта и формирования культуры поведения в специально созданной экологической среде. Используя различные модели и ситуации, проигрывая их, дети упражняются в осознанном отношении к миру природы.

Путешествие по воображаемому лесу

Цель: оживить эстетические впечатления и переживания детей, вызван-ные наблюдениями за явлениями в природе летом и осенью. Развивать умение детей использовать накопленный опыт наблюдений при решении логических задач, самостоятельно устанавливать закономерности сезонной жизни растений и животных, выражать суждения в речи. Прививать любовь ко всему живому на земле.

Подготовка: цикл экскурсий в лес, их тематика: тайны и дары леса, лес-ные обитатели, лесная аптека. Рассматривание книг, энциклопедий о природе, чтение, использование газетного материала «Окно в природу», знакомство с народным словом; беседы «Как лесники заботятся о лесе?», «Лес — наше богатство», викторина «Лесные обитатели» с использованием сказок, песен, пословиц; экологические игры «Старик – лесовик», «Народные приметы», придумывание экологических сказок, рисование «Лес — полный чудес», слушание музыки Ф.Листа «Шум леса», детско-родительский конкурс «Природа и фантазия» (работа с природным материалом), оформление альбома «Сказки леса», домашние задания, практическая деятельность детей в природных зонах.

Обстановка: в группе создан воображаемый лес – на полу разбросаны листья, в углу лежат бревна, деревья бутафорские, искусственные ели, на загадочной тропинке расположены ежи, птичье гнездо, грибы, «овраг» — в 2 ряда расположена веревка.

Ход: педагог приглашает детей в волшебный лес, по тропинке пойдем, песню звонкую споем (дети идут в воображаемый лес и поют песню «Вместе весело шагать» В.Шаинского). Лес любит тишину, послушайте музыку леса – это целый мир звуков. Дети приостанавливаются, вслушиваются в звуки леса (включается запись – шелест листьев, журчание ручья, пение птиц). Из-за елки появляется Лесовик: я – старик-лесовик! По лесу хожу, за порядком слежу, деревьям помогаю, зверушек защищаю, добрых людей ягодами угощаю. И пропущу вас в лес тогда, когда узнаю, что вы действительно любите землю, природу, много знаете о ней. Сейчас осень, все увядает, что можете рассказать об этом? (дети рассказывают стихи, поговорки, народные приметы, загадки). Молодцы! Педагог: ребята, у каждого времени года свой любимый цвет. А какой цвет у осени? (фантазии детей).

Лесник: послушайте правила, которые надо знать тем, кто приходит в гости в лес: «Не сори, не шуми, не губи!» Повторите их и можно идти.

Педагог: дальше по тропинке пойдем, много интересного найдем; идут вместе с Лесником. На тропинке встречаются ежи. Педагог: ребята, посмотрите, ежи притаились на тропинке. А что это они так притихли? (осенью ежи мало бегают по лесу, не ловят мышей, забираются под листья и дремлют). А как ежи готовятся к зиме? А другие звери, как? (ответы). Давайте не будем им мешать и пойдем дальше по тропинке, пусть засыпают. На тропинке попадается гнездо. Ребята, а почему гнездышко лежит на земле? (рассуждения детей). Да, некоторые птицы устраивают свои гнезда на земле. Но это же гнездо разорено, посмотрите! (обсуждают ситуацию). Лесник: в лес приходят недобрые люди – ломают деревья, разоряют гнезда и муравейники; чтение стихотворения «Дикарь в лесу» Г.Ладонщикова. Педагог: как вы думаете, как надо относиться к природе? (высказывания детей). Молодцы! Ко всему живому надо бережно относиться. Добрый человек никогда не пройдет мимо обиженного живого существа. Будем лес любить и оберегать! Посмотрите, сколько деревьев вокруг разных. Как вы думаете, интересно быть деревом? (фантазии детей). Сейчас вас превращу в деревья (проводит волшебной палочкой над головами детей), поднимите свои руки вверх – это ветки и пошевелите листьями – пальцами. Слышите, какой ветер поднялся. Расставьте ноги широко, они превратились в корни дерева. Чувствуете, как они крепко держат вас в земле? (дети изображают деревья). Вы – замечательные дере-вья! Идут дальше. Педагог: ой, да тут овраг! Как же нам быть? (предположения детей). Давайте перепрыгнем, мальчики, помогите девочкам. На другой стороне оврага грибы-муляжи, короткая беседа «Что мы знаем о грибах?». Ребята, если вы увидите в лесу мухомор, пройдете мимо или собьете его? (ответы).

На тропинке лежит конверт, педагог читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы его большие друзья. И лес рад видеть вас у себя в гостях. Отгадайте мою загадку «Кто, где зимует?» (составлено Е.И. Золотовой) — собрались насекомые на лесной полянке и стали расска-зывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель»; «А я, — сказал муравей…»; «А мы, — зажужжали пчелы, жуки…»; «А я, — зашуршала гусеница…». Что сказали насекомые? Где они будут зимовать? (ответы-рассуждения детей). Дети идут дальше, педагог предлагает остано-виться и полюбоваться красивыми местами. Вот бревнышки: отдохнем, посидим и вспомним домашнее задание — экологические сказки, придуманные дома (педагог хвалит детей). Проводится игра «Лесорубы» — дети распре-деляются на три группы: одни – деревья, другие – звери, третьи – лесорубы. На слова лесорубы идут – лесорубы стремятся захватить дерево, а звери стараются их спасти (экологическое родство: зайчик – осина, медведь – рябина, тетерев – береза, кабан – дуб, глухарь – сосна). Педагог спрашивает у Лесника, что это за мешочки у него на поясе? Лесник: это мои волшебные мешочки, в них полезные лекарственные травы. Какие травы нашего края знаете вы? Лесник дает детям понюхать и почувствовать запах трав. Ну что друзья, нравится вам в лесу? Дети прощаются с Лесником.

Используемая литература

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная про-грамма дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Ручий Н.П. Дошкольное образование. Новые формы работы / Теория и практика образования в современном мире: Материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012.
  4. ФГОС дошкольного образования /Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013г. № 1155.
Просмотров: 398
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Борисенко Татьяна. Проект на тему: Создание станции «Насекомые» на экологической тропинке «Золотая рыбка»
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Никитина Оксана Юрьевна. «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Еремеева Ольга Ивановна. «Формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Фаткулина Гульнара Муслимовна. Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» раздел: «Ознакомление с миром природы» тема: «Деревья»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Макарычева Юлия Николаевна. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
  • Козырева Татьяна Владимировна. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Духовская Татьяна Петровна. Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
  • Щукина Наталья Борисовна. Консультация для воспитателей 'Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность'
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Григорьева Марина Петровна. «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Чилина Ирина Александровна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Дикие животные в лесу» по ознакомлению с миром природы в младшей группе с использованием ИКТ.
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Педагогический опыт: Тема опыта: Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь