Макарычева Юлия Николаевна воспитатель МБДОУ ЦРР – детского сада № 469 (соответствие занимаемой должности)
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А.И. Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Скачать презентацию
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи формирования экологической культуры у дошкольников:
- создавать условия для воспитания бережного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;
- способствовать развитию умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы;
- способствовать формированию у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности; умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- воспитывать чувство переживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Формы и методы работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников
- Познавательные занятия.
- Экскурсия в природу.
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.
- Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок и др.
- Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Проведение музыкальных и спортивных развлечений.
- Оформление выставки детских работ.
- Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.
- Экспериментирование
Работа с родителями:
- Экологическое просвещение (пропаганда):
- Родительские собрания, консультации, информационные стенды, выпуски экологической газеты, участие в конкурсах.
- Организация совместной деятельности:
- Наблюдения, опыты, экскурсии, опытническая деятельность, продуктивная деятельность.
Литература
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического об разования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
- Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста.: Учебно-методическое пособие /- М.: Центр педагогического образования, 2008г.
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001г.
- О.Ф. Горбатенко. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. — 2-е изд., стереотип. / Волгоград: Учитель, 2008г.
- Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников для детей 4-7 лет» Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014 г.
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология» ТЦ «Учитель» Воронеж 2008 г.
- В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр Москва 2010 г.
|