Консультация для воспитателей "Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность"
Воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ присмотра и оздоровления №31 «Сказка» г.Ельца Липецкой области Щукина Наталья Борисовна
В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек — окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.
Скачать конспект
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Богатым источником разнообразных ощущений и опыта является природа родного края. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить, усилить первые наиболее яркие впечатления детства, которые получил ребенок от общения с природой и опираясь на них:
- научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы, учить беречь ее;
- формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;
- способствовать формированию экологической культур и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края.
Считаю, что наиболее оптимальные результаты в воспитании начал экологической культуры могут быть достигнуты, если оно будет построено на общении с природой родного края. В нашем ДОУ реализуются разнообразные формы работы с детьми по формированию у них экологических знаний: занятия, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной литературы, экологические досуги, элементарная поисковая деятельность и др. Однако считаю, что наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивать его как личность.
Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
- он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром
- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей
- это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно — и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей), позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста — от проекта к проекту.
Решив использовать в работе с детьми своей группы проектный метод, я поставила следующие цели:
- сформировать у детей знания о природе родного края;
- воспитать осознанно-бережного отношения к ней.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
- формирование системы основ природоведческих и экологических знаний дошкольников на основе знакомства с природой родного края
- формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей
- формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности
- привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Используя проектный метод в экологическом воспитании, я придерживалась ряда принципов:
- принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
- принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
- принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
- принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;
- принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
- принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.
Для реализации вышепоставленных задач мной была разработана система работы с детьми подготовительной к школе группы с использованием проектного метода:
-разработан и внедрен ряд проектов: «Осень разноцветная», «Покормите птиц», «Елочка — зеленая иголочка», «Живи, родник!»
-составлен перспективный план по экологическому воспитанию с учетом использования проектного метода
-разработан алгоритм включения родителей в проектную деятельность
Одной из особенностей плана является активное использование в работе с детьми краеведческого материала (произведения писателей М.Пришвина и И.Бунина, поэзия современника Ю.Ширяева)
За время проведения проектной деятельности удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду — роль пассивного потребителя образовательных услуг. Вместе с детьми родители активно участвовали в сборе необходимой информации, оформлении альбомов, выставок, презентаций.
В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей решались не только задачи экологического воспитания, но и развитие навыков творческой работы, развития ряда личностных характеристик, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В широком смысле в процессе проектной деятельности происходит становление личности, способной в контексте своего возрастного диапазона принимать адекватное решение, имеющей осознанную мотивацию к присвоению нового опыта. Наблюдения за детьми во время совместной деятельности, изучение продуктов деятельности, выполнения проблемно-поисковых заданий педагогов детьми и родителями — все это позволяет отметить наличие у всех участников высокого уровня заинтересованности, ярких эмоциональных проявлений по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели (вопросы, обсуждения, оказание и принятие помощи и подсказки), увлеченности в процессе решения проблем (поиск вариантов решения, выбор правильного пути, выражение удовлетворенности от своей работы, заинтересованность в работе друзей). Кроме того наблюдается стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание. Все эти поведенческие реакции — яркие показатели проявления познавательного интереса всех участников проектной деятельности.
Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение моих воспитанников ко всему окружающему.
Работаем по проекту «Осень разноцветная»
|