Природа не признаёт шуток, Она всегда правдива, всегда строга; Она всегда права; Ошибки же и заблуждения исходят от людей.
И.Гете.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи ориентируюсь на воспитательный потенциал окружающей среды. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Поиск новых методов и технологий привёл нас к проектной деятельности. Почему же проектная деятельность? Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие
I способности и коммуникативные навыки, что помогает успешной адаптации.
У нас в группе появилась Красная книга. И у детей возникло очень много вопросов «Почему?» «А как?», и мы решили это всё разузнать, изучить. А родителям как было интересно, узнавать о животных, растениях, насекомых, к сожалению, исчезающих у нас на Урале.
И конечно понравилось оформлять свои книги и презентации. Поэтому в своей работе с детьми остановилась на выборе проекта о животных, занесённые в Красную книгу — с целью углубления естественнонаучных знаний детей о животных, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни. Мы использовали определенную совокупность познавательных приемов, которые позволяли решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей и предполагали презентацию этих результатов, а также применяли совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Проблема: Почему животные Урала на грани исчезновения? Почему надо беречь животных?
Объект исследования: животные Урала.
Цель для детей: изучение животного мира Урала, создание собственной Красной книги животных Урала.
Задачи: формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе; о тех животных, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории Урала;
- расширять знания о природе Урала, о многообразии и значении животного мира;
- показать взаимосвязь всего живого;
- формировать основы экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях детского сада;
- развивать наблюдательность, логическое мышление, речевую активность, воображение, творчество детей;
- развивать связную речь через составление описательных рассказов о животных;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, пониманию его неповторимости и красоты;
- формировать у воспитанников навыки бережного отношения к животным.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы;
- проявляют радость в общении с природой, с животными;
- проявляют сочувствие к попавшим в беду, определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи, стремятся самостоятельно помочь;
- используют в активной речи русский фольклор, пословицы, прибаутки;
- гармонично сформированы разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
- развит устойчивый интерес к представителям животного мира;
- развито логического мышления через осознание причинно- следственных механизмов экосистемы;
- развита исследовательская деятельность в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
Формы реализации проекта:
- непосредственно образовательная деятельность
- беседы
- оснащение предметно-пространственной среды (оформление библиотеки, создание Красной книги Урала)
- работа с родителями
- игровые технологии
Результаты и формы представления проекта:
- Мини проекты: «Птицы Свердловской области», «Животные Урала, которые на грани исчезновения», «25 видов животных, находящихся на грани вымирания».
- Информационный стенд «Животные Урала, занесённые в Красную книгу».
- Создание «Красной книги Урала».
Проект включает три этапа: подготовительный; исследовательский; заключительный (обобщающий).
Содержание этапов проекта 1этап: подготовительный:
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.
2. Исследовательский:
Методы исследования:
- изучение методической и художественной литературы наблюдения;
- изготовление модели животных, а также различных приспособлений для наблюдения и экспериментирования;
- обобщение результатов с помощью рисунков, рассказов, аппликаций и др.
Экспериментально-исследовательская деятельность.
Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о животных. Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих животных, их отношением к ним.
Мероприятия по образовательным областям
3. Заключительный: Презентация проекта
Итогом проекта «Почему животные исчезают на земле» стало обобщение результатов нашей работы и создание книги «Красная книга Урала». Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе животных.
Дети закрепили знания о животных, и их пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие способности к прогнозированию будущих изменений; формирование навыков коммуникативного общения.
|