Стихи и рассказы о животных для детей дошкольного возраста
Формы и методы ознакомления дошкольников с животным миром
Традиционно в дошкольных учреждениях используются определенные формы работы по ознакомлению детей с животным миром.
1. Занятия - основная форма. На занятиях сообщаются новые подробности о различных представителях животного мира, уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания. Занятия тесно связаны с другими формами работы.
2. Экскурсии -знакомство с представителями животного мира в естественных условиях - в зоопарке, парке, лесу, саду, на лугу и т.д. Перед началом экскурсии педагог должен заранее наметить ее маршрут, определить последовательность наблюдений за животными. В зоопарке сначала необходимо рассмотреть хорошо знакомых детям животных (волки, медведи, лисы), а затем пообщаться с животными, наиболее привлекающими их внимание (обезьяны, тигры, львы). И в последнюю очередь следует показать животных, незнакомых детям (дикобраз, гиена, крокодил и др.).
3. Ежедневные прогулки. На участке детского сада воспитатель организует ежедневные наблюдения за внешними отличительными признаками, сезонными изменениями в жизни животного мира. Систематические занятия способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности у детей.
4. Уголок живой природы. В нем могут содержаться белка, ежик, кролик, черепаха, хомячок, рыбы, птицы и др. Бережный, заботливый уход за обитателями уголка способствует формированию у детей трудовых навыков, прививает им доброту, чувство справедливости и ответственности за порученное дело.
5. Подкормка птиц. Зимой на участке детского сада необходимо устанавливать кормушки для птиц. Если каждый день в определенное время насыпать в них корм, то дети смогут наблюдать зимующих птиц, прилетающих поклевать. Весной необходимо развешивать скворечники, в которых поселяются перелетные птицы.
Опосредованное наблюдение - это восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение - игрушку или картинку. Оно рекомендуется в случаях, когда реальные объекты живой природы нельзя наблюдать непосредственно из соображений безопасности или из-за того, что занятие проводится в помещении детского сада, а не в зоопарке (змея, крокодил, жираф, слон, медведь). Основа словарной работы при рассматривании картины иная, чем при непосредственном наблюдении. В раннем возрасте детей учат сравнивать реальный объект и его изображение на картинке при одновременном предъявлении и картинки и реального объекта. Дошкольников, как правило, учат узнавать объект на картине, т.е. сравнивать изображение с известным им животным. Чтобы рассмотреть, назвать картинку, ребенку надо вспомнить и ранее увиденный объект, и ранее воспринятое слово. Таким образом развивается пространственное воображение - наиболее сложный для ребенка процесс.
Задача педагога - учить детей воспринимать эмоциональный смысл и контекст картины как художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от стихийного рассматривания к последовательному наблюдению, выделению существенного. Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов - выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображенному объекту, активизируя при этом определенную группу слов. Неоценимую помощь оказывают картины (иллюстрации, репродукции) художников-анималистов Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Ватагина. Их глубокие знания повадок животных, окрашенные юмором и проникнутые любовью к зверям, легко и непосредственно воспринамаются дошкольниками.
Все задаваемые вопросы по картине не должны ограничиваться только изучением ее основного содержания. Например, при рассматривании картины "У кормушки" детям задаются не только вопросы типа: Кто сделал кормушку? Зачем дети сделали кормушку? Какой корм дети приготовили для птиц? Куда дети повесили кормушку? Какие птицы прилетели? Почему дети спрятались за елку? и т.д. Обязательно надо выяснить, хорошо ли делают дети, которые кормят птиц зимой, узнать, кто из детей делал кормушку или собирал крошки для кормления птиц. Такие вопросы вызывают сопереживание у самых маленьких детей и, несомненно, способствуют переходу от формального "натаскивания" на определенные лексические темы к анализу явлений окружающей жизни и их творческому переосмыслению.
К словесным методам относятся работа с картинным материалом, рассказы воспитателя, беседы, чтение художественных произведений.
Рассказ воспитателя о различных представителях животного мира расширяет знания детей. Рассказ дополняет наблюдения и знакомит с объектами, недоступными для наблюдения. Часто рассказ дополняют высказывания детей, показ картинок.
Беседа состоит из вопросов педагога и ответов детей. Беседы должны стимулировать детей к сопоставлению фактов, установлению причинно-следственных связей. Беседа может быть вводной, связанной с приобретением новых знаний, итоговой.
Целью вводной беседы является активизация имеющихся у детей знаний, создание мотивации предстоящей деятельности. Обычно такие беседы проводят перед экскурсией или практической деятельностью детей.
Беседы, связанные с приобретением новых знаний, входят как элемент почти во все занятия, экскурсии, игры, т.е. во все виды деятельности детей.
Итоговые беседы включают уточнение и обобщение знаний детей, полученных в процессе наблюдения или трудовой деятельности. Вопросы, задаваемые воспитателем в процессе итоговой беседы должны оживить в памяти детей полученные представления.
Чтение художественных произведений необходимо умело сочетать с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения способствуют более яркому восприятию, вызывают у детей больший интерес к наблюдению. Благодаря художественным произведениям (сказки, стихотворения, рассказы) дети получают важную информацию о животном мире.
Богатство слова надо уметь сочетать с непосредственным восприятием детей. Воспитатель должен заранее продумать, когда лучше прочитать то или иное произведение (например, до или после наблюдения за животным, рассматривания рисунка художника-анималиста, просмотра фильма). Необходимо подбирать такие художественныепроизведения, которые открывают им новый мир, вызывают интерес ко всему живому, воспитывают любознательность, наблюдательность.
Художественное описание животных и птиц, некоторых насекомых, недоступных для непосредственного наблюдения, создают новый образ, помогающий найти в природе описываемый объект. Опираясь на собственный опыт, ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и по-своему его охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к животным, они получают первые навыки в охране природы, сведения об экологии.
Поэтическое описание объектов живой природы помогает ребенку осмыслить свои непосредственные жизненные наблюдения. Чем больше он накапливает знаний о фауне родного края, тем богаче, ярче становится его воображение, умение представить обитателей других климатических и природных зон. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки животных, которые раньше им не воспринимались. Заучивая стихи, слушая рассказы и сказки, знакомясь с народной мудростью (пословицами, поговорками, загадками, приметами и т.д.), дети быстрее запоминают названия животных, их отличительные признаки, повадки.
Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся с особой точностью добиваться, чтобы каждое слово имело конкретное значение, - только тогда оно вызывает определенные зримые представления. Зримость достигается мягкостью описания внешних признаков образа, обобщением таких характерных черт, которые может заметить ребенок, художественными средствами, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторения.
Это обогащает словарь дошкольника, развивает внимание, память, прививает интерес к наблюдениям. Дети должны воспитываться на доступных и красивых произведениях, как классических, так и современных. Поэтому в предлагаемые материалы впервые включены стихи поэтов - наших современников, которые раньше не публиковались в сборниках стихов для дошкольных образовательных учреждений.
Буренушка
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью;
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала.
* * *
Ранним-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!".
А коровки в лад ему
Затянули: "Му-му-му!".
Ты, коровушка, ступай
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напо?ишь молочком.
* * *
Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду:
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
- На-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок.
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашку варить,
Сашу кашкой кормить.
* * *
Козушка -
Белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
- А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под березкой схоронюсь.
Борзый конь
Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы!
Все-таки в галоп - гоп-гоп!
Трух-трух! Рысью, милый друг!
Ведь сдержать-то станет силы.
Рысью, рысью, конь мой милый!
Трух-трух-трух! Не споткнись, мой друг!
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк!
* * *
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
* * *
Котик серенький присел
На печурочке
И тихохонько запел
Песню Юрочке:
- Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
* * *
Кот на печку пошел
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь, горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
* * *
- Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна!
* * *
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
* * *
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород -
Всполошится весь народ.
И петух и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Мурлыка
Что за прелесть мой Мурлыка,
Мой любимый серый кот!
Как он весело играет,
Как он песенки поет!
Шерсть его мягка, как бархат,
Глазки, точно угольки,
И как все его движенья
Грациозны и легки!
И за то люблю Мурлыку
Больше всех игрушек я,
Всюду с ним мы неразлучны,
Как товарищи-друзья!
Л. Чарская (Л.А. Чурилова)
Удивительная кошка
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И стразу столпился народ на дороге,
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит! Д. Хармс
Табун
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожат их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой.
Храпя в испуге на свою же тень,
Зазастить гривами они ждут новый день.
С.А. Есенин
* * *
Весенний день звенит над конским ухом
С приветливым желаньем к первым мухам.
Но к вечеру уж кони над лугами
Брыкаются и хлопают ушами.
Все резче звон, прилипший на копытах,
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.
И лишь волна потянется к звезде,
Мелькают мухи пеплом по воде.
С.А. Есенин
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая собака.
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан,
В детстве был теленком.
Толстый увалень баран -
Толстеньким ягненком.
Этот важный кот Пушок -
Маленьким котенком.
А отважный петушок -
Кро-о-хотным цыпленком.
А из маленьких гусят
Вырастают утки
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
А. Шибаев
Лось
- Я схожу сейчас в аптеку, -
Говорит лосихе лось.
- У меня с начала лета
Выпадение волос.
Да не нужен мне рецепт -
это вздор!
Нужен мне один огромный
ядовитый мухомор!
О.Г. Зыкова
Косуля
Вот промчалась точно пуля,
Мимо стройная косуля.
Грациозна и нежна,
И стремительна она.
Прежде здесь они не жили.
Их в леса к нам запустили,
И теперь они живут,
Травку сочную жуют.
В.Л. Гаазов
Белка
Вот мелькнула точно стрелка,
Перед нами сверху белка.
Хочет выпросить орех -
Это для нее не грех.
Не ручная пусть она,
Но пушиста и мила.
По деревьям прыг да скок.
И уселась на сучок.
Там немножко посидела,
Вспомнив, что еще не ела,
Гриб нашла один, другой,
Понесла к себе домой.
Яства эти запасает,
Но зимой не засыпает.
Холода ей не страшны,
Не боится и жары.
В.Л. Гаазов
Лиса
Это что там за краса?
В кустиках сидит лиса.
Здесь добычу стережет -
С места долго не сойдет.
Эта хитрая плутовка
Схватит жертву очень ловко,
Отнесет ее в нору
И лисятам даст еду.
В.Л. Гаазов
Тест предоставлен издательством "Творческий Центр СФЕРА"
из книги "Стихи и рассказы о животном мире" (Громова О.Е.), издательство "Творческий Центр СФЕРА"
|