О.Г. Калужских МБДОУ «ДСКВ №37» МО г. Братск
Мир живой природы – это целая кладезь для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Именно в дошкольном детстве ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются основы природоведческих знаний.
Эти знания обогащают и развивают ребёнка, способствуют умению видеть и чувствовать многообразие природных явлений, замечать различные изменения окружающего мира, умение делать выводы и умозаключение.
Именно в наблюдении за природой, под руководством взрослых обогащаются знания ребёнка, его чувства, а также формируется правильное отношение ко всему живому. Получая определённые знания об окружающей природе, животном мире, дети учатся правильно относиться к самой природе, животному миру.
Ведущая идея опыта заключается в разработке, апробации и применении на практике творческого подхода при ознакомлении детей с миром животных нашего края, включающей региональный компонент по развитию естественнонаучных представлений средствами исследовательской и практической деятельности ребёнка.
В рамках проекта «Я живу в городе Братске» была разработана творческая тетрадь с заданиями для закрепления знаний детей о мире животных нашего края. Подобраны видеоматериалы, аудио записи со звуками природы.
Целью создания тетради является закрепление и систематизация знаний у старших дошкольников о животном мире нашего края, экологически грамотного поведения в природе.
Задачи:
- закреплять знания детей о животном мире нашего края;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать умения детей, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать;
- развивать аналитическое и логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа;
- формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения в природе, представление о том, что человек часть природы, он должен беречь и защищать её;
- воспитывать любовь к природе родного края. Вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка при изучении материала.
Работа построена на принципах:
- принцип проблемности – создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребёнок (элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);
- принцип системности (в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с социальными партнёрами – эколого-биологический центр);
- принцип последовательности – в системе последовательного развёртывания знаний от простого к более сложному;
- принцип краеведческого подхода (изучение животных родного края);
- принцип деятельности, являющейся основой экологического образования дошкольника;
- принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания с содержанием из разных областей.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний о животных нашего края;
- проявление любознательности, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и животном мире;
- понимание необходимости бережного отношения к природе;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности;
- овладение навыками экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Содержание творческой тетради составляют задания для ребёнка, которые он должен выполнять самостоятельно, либо с помощью взрослого.
Выполнение заданий в тетради возможно только после предварительной работы, которая, в основном, заключается в наблюдениях за животными, через просмотры видеофильмов о животных, беседах, загадывании загадок, чтении стихов, художественных произведений, виртуальных экскурсиях.
Тетрадь разработана для старшего дошкольного возраста. Она содержит различные задания, касающиеся жизнедеятельности животных нашего края. Интерактивная версия тетради содержит видеоролики, звуки животного мира, мини-фильмы, виртуальные экскурсии, а также интересные факты о животных нашего края.
Например, рассмотрим тему «Волк». Здесь дети узнают о том, что волк-крупное хищное животное из семейства псовых, которые имеют самое обширное место обитания. Рост в холке может достигать 85 сантиметров, а длина туловища без учёта хвоста составляет 150-160 см. Самые большие волки весом до 85-90 кг обитают в Сибири. У любой разновидности волков самки мельче самцов.
Также дети рассматривают следы волка. Сравнивают их со следами собаки. Узнают, что волчья пасть вооружена 42 зубами: для разрывания добычи на куски и перемалывания костей. Дети узнают о ночной охоте волка, особенностях его питания и жизнедеятельности.
Например: определяя погодные условия, волки способны слышать звуковые сигналы, которые звучат на расстоянии 9 километров; волки способны различать больше, чем 200 млн запахов; они умеют плавать и способны проплыть 13 км; волки больше реагируют на движения, чем на звуки; вороны обычно живут там, где обитают волки; волки являются преданными спутниками жизни своей второй половинке; в каждой стае волков есть доминирующая пара, с которой все остальные волки берут пример; у волков появляется страх при виде развивающейся по ветру ткани; волки обладают множеством мимических движений; даже при наступлении смерти волки пытаются спасти ближнего и т д.
Также в тетради дети выполняют такие задания, как графические диктанты, рисуют следы животного, помогают животным добраться до домика, собирают пазлы, раскрашивают животных, соединяют линиями следы с животным, собирают разрезные картинки, играют в игру «Подбирай, называй, запоминай», «Скажи наоборот», «Найди и назови животных, которые спрятались», подбирают хвостики и домики для животных, делят животных на диких и домашних, ищут тень животного, соединяя линиями с контуром животного. Также играют в дидактические игры «У кого-что?», «Кто где живёт?», «Угадай, кто это?», «Кто что ест?» и т д.
Поскольку дети старшего дошкольного возраста уже располагают определённым запасом знаний и опытом наблюдений в природе, они могут проявлять больше самостоятельности и активности при выполнении творческих заданий, предлагаемых в тетради.
Взрослый учитывает уровень знаний ребёнка, степень сформированности умственных и практических навыков. Опираясь на опыт ребёнка, взрослый не спешит всё показать и назвать, а предлагает ему попытаться сделать это самостоятельно, подталкивает на поиск нового.
Ознакомление с каждым заданием начинаем с общих вопросов, которые позволяют ребёнку самостоятельно ориентироваться, проявлять познавательную активность ( «Посмотри и скажи, что здесь нарисовано. Как ты думаешь, для чего это?» и т.д.).
Выбранная форма работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе краеведческих материалов помогла обогатить познавательный опыт, дала возможность использовать его в практической природоохранной деятельности, пережить радость открытий, побед и успеха.
Позволила каждому ребёнку продвинуться вперёд и обеспечить выход на более высокий уровень. Заинтересовать родителей сделать их активными помощниками и участниками наших природоведческих мероприятий и проектов.
Литература:
- Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста — М, 1997.
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. — М., — 2008.
- Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание — 2005, N 7.
- Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 2004.
- Зебзеева В.О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7.
- Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7.
- Иванова Г., Курашов В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 3.
|