Калужских Ольга Геннадьевна. «Творческий подход к ознакомлению детей с миром животных нашего края».

«Творческий подход к ознакомлению детей с миром животных нашего края».

О.Г. Калужских МБДОУ «ДСКВ №37» МО г. Братск

Мир живой природы – это целая кладезь для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Именно в дошкольном детстве ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются основы природоведческих знаний.

Эти знания обогащают и развивают ребёнка, способствуют умению видеть и чувствовать многообразие природных явлений, замечать различные изменения окружающего мира, умение делать выводы и умозаключение.

Именно в наблюдении за природой, под руководством взрослых обогащаются знания ребёнка, его чувства, а также формируется правильное отношение ко всему живому. Получая определённые знания об окружающей природе, животном мире, дети учатся правильно относиться к самой природе, животному миру.

 

Ведущая идея опыта заключается в разработке, апробации и применении на практике творческого подхода при ознакомлении детей с миром животных нашего края, включающей региональный компонент по развитию естественнонаучных представлений средствами исследовательской и практической деятельности ребёнка.

В рамках проекта «Я живу в городе Братске» была разработана творческая тетрадь с заданиями для закрепления знаний детей о мире животных нашего края. Подобраны видеоматериалы, аудио записи со звуками природы.

Целью создания тетради является закрепление и систематизация знаний у старших дошкольников о животном мире нашего края, экологически грамотного поведения в природе.

Задачи:

  • закреплять знания детей о животном мире нашего края;
  • активизировать словарный запас детей;
  • развивать умения детей, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать;
  • развивать аналитическое и логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа;
  • формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения в природе, представление о том, что человек часть природы, он должен беречь и защищать её;
  • воспитывать любовь к природе родного края. Вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка при изучении материала.

Работа построена на принципах:

  • принцип проблемности – создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребёнок (элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);
  • принцип системности (в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с социальными партнёрами – эколого-биологический центр);
  • принцип последовательности – в системе последовательного развёртывания знаний от простого к более сложному;
  • принцип краеведческого подхода (изучение животных родного края);
  • принцип деятельности, являющейся основой экологического образования дошкольника;
  • принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания с содержанием из разных областей.

Ожидаемые результаты:

  • расширение знаний о животных нашего края;
  • проявление любознательности, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и животном мире;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности;
  • овладение навыками экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Содержание творческой тетради составляют задания для ребёнка, которые он должен выполнять самостоятельно, либо с помощью взрослого.

Выполнение заданий в тетради возможно только после предварительной работы, которая, в основном, заключается в наблюдениях за животными, через просмотры видеофильмов о животных, беседах, загадывании загадок, чтении стихов, художественных произведений, виртуальных экскурсиях.

Тетрадь разработана для старшего дошкольного возраста. Она содержит различные задания, касающиеся жизнедеятельности животных нашего края. Интерактивная версия тетради содержит видеоролики, звуки животного мира, мини-фильмы, виртуальные экскурсии, а также интересные факты о животных нашего края.

Например, рассмотрим тему «Волк». Здесь дети узнают о том, что волк-крупное хищное животное из семейства псовых, которые имеют самое обширное место обитания. Рост в холке может достигать 85 сантиметров, а длина туловища без учёта хвоста составляет 150-160 см. Самые большие волки весом до 85-90 кг обитают в Сибири. У любой разновидности волков самки мельче самцов.

Также дети рассматривают следы волка. Сравнивают их со следами собаки. Узнают, что волчья пасть вооружена 42 зубами: для разрывания добычи на куски и перемалывания костей. Дети узнают о ночной охоте волка, особенностях его питания и жизнедеятельности.

Например: определяя погодные условия, волки способны слышать звуковые сигналы, которые звучат на расстоянии 9 километров; волки способны различать больше, чем 200 млн запахов; они умеют плавать и способны проплыть 13 км; волки больше реагируют на движения, чем на звуки; вороны обычно живут там, где обитают волки; волки являются преданными спутниками жизни своей второй половинке; в каждой стае волков есть доминирующая пара, с которой все остальные волки берут пример; у волков появляется страх при виде развивающейся по ветру ткани; волки обладают множеством мимических движений; даже при наступлении смерти волки пытаются спасти ближнего и т д.

Также в тетради дети выполняют такие задания, как графические диктанты, рисуют следы животного, помогают животным добраться до домика, собирают пазлы, раскрашивают животных, соединяют линиями следы с животным, собирают разрезные картинки, играют в игру «Подбирай, называй, запоминай», «Скажи наоборот», «Найди и назови животных, которые спрятались», подбирают хвостики и домики для животных, делят животных на диких и домашних, ищут тень животного, соединяя линиями с контуром животного. Также играют в дидактические игры «У кого-что?», «Кто где живёт?», «Угадай, кто это?», «Кто что ест?» и т д.

Поскольку дети старшего дошкольного возраста уже располагают определённым запасом знаний и опытом наблюдений в природе, они могут проявлять больше самостоятельности и активности при выполнении творческих заданий, предлагаемых в тетради.

Взрослый учитывает уровень знаний ребёнка, степень сформированности умственных и практических навыков. Опираясь на опыт ребёнка, взрослый не спешит всё показать и назвать, а предлагает ему попытаться сделать это самостоятельно, подталкивает на поиск нового.

Ознакомление с каждым заданием начинаем с общих вопросов, которые позволяют ребёнку самостоятельно ориентироваться, проявлять познавательную активность ( «Посмотри и скажи, что здесь нарисовано. Как ты думаешь, для чего это?» и т.д.).

Выбранная форма работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе краеведческих материалов помогла обогатить познавательный опыт, дала возможность использовать его в практической природоохранной деятельности, пережить радость открытий, побед и успеха.

Позволила каждому ребёнку продвинуться вперёд и обеспечить выход на более высокий уровень. Заинтересовать родителей сделать их активными помощниками и участниками наших природоведческих мероприятий и проектов.

Литература:

  1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста — М, 1997.
  2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. — М., — 2008.
  3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание — 2005, N 7.
  4. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 2004.
  5. Зебзеева В.О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7.
  6. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7.
  7. Иванова Г., Курашов В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 3.
Просмотров: 692
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Куренкова Светлана Сергеевна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Кириченко Татьяна Александровна. Досуг для детей старшей группы: «Знакомство детей с лекарственными растениями нашего края»
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Совместная проектная деятельность «Растительный мир нашего края»
  • Иконникова Людмила Михайловна. Использование загадок как одно из средств формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
  • Зайнетдинова Раиса Анисламовна. КОНСПЕКТ познавательной игры — викторины на тему: «Птицы нашего края»
  • Рыбина Ирина Геннадьевна. Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Сартасова Мария Александровна. Непосредственно образовательная деятельность «Дикие животные нашего края»
  • Костарнова Екатерина Алексеевна. Проект 'Деревья нашего края'
  • Редактор. Стихи и рассказы о животных для детей дошкольного возраста
  • Милютина Наталья Александровна. Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Животные нашего края»
  • Злобина Валентина Васильевна. Методическая разработка «Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «В мире диких животных»
  • Сабитова Зульфия Абдулахатовна. Проект «Зимующие птицы – нашего края»
  • Лебедева Анна Сергеевна. Конспект занятия по познавательному развитию подготовительной группы «Лес – богатство нашего края»
  • Шарова Валентина Дмитриевна. Конспект НОД в старшей группе на тему: «Птицы нашего края».
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Могилюк Наталья Владимировна. Конспект коллективной НОД по пластилинографии «Обитатели нашего края.»
  • Давлетшина Наталья Владимировна. Учебно-методическое пособие Лэпбук «Деревья нашего края»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь