Конспект занятия по познавательному развитию подготовительной группы «Лес – богатство нашего края»
выполнен воспитателем Лебедевой А. С.
Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его многообразии, роль в жизни животного мира и человека;
- закрепить знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам кислород;
- уточнить этажность леса и особенностях расположения растений и обитателей на этажах;
- особенности использования человеком лесных ресурсов и их восстановление;
- уточнить правила поведения в лесу.
Развивающие:
- развивать память, внимание, желание узнавать что – то новое;
- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю;
- объяснять детям необходимость бережного отношение к использованию природных ресурсов своего края;
- Учить детей видеть красоту природы.
Словарная работа: Активизировать словарь детей: сосновый бор, дубрава, березовая роща, ельник, смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес.
Оборудование: картинки деревьев, картинка этажности леса, животных (волк, лиса, медведь, белка, волк), деревянные изделия, картинки грибов, ягод, разрезные картинки правил поведения в лесу.
Ход занятия:
1. Орг. Начало занятия.
Ребята, здравствуйте. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по станциям. А куда мы отправимся, вы узнаете, закрыв глаза. Звучит шум леса. Так куда мы отправимся?
Д. В лес.
2. Основная часть
А) первая станция «деревья»
В. А что такое лес?
Д. Лес, это когда много деревьев. А какие деревья вы помните и знаете?
Д. Береза, сосна, ель, тополь, рябина, клен, дуб. По мере ответов вывешиваются картинки деревьев. И обговариваются название лесов. (Березняк, бор, ельник, дубрава). А как вы думаете, почему листья с деревьев опадают?
Д. Отвечают
В — В холодное время года, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. У основания черешков появляется отделительный слой, листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. С приходом весны корни начинают добывать воду из оттаявшей почвы, и у растения отрастают новые листья. А у елки и листики совсем узкие- иголочки и корень длиннее. Вот она и остается зеленой всю зиму.
Я сейчас расположила картинки деревьев на 2 группы, а почему? По какому признаку я это сделала?
Д — У одних деревьев есть листья, у других – иголки.
В. Правильно. А как называется лес, в котором растут только деревья с листьями?
Лиственным. Давайте повторим все вместе.
Д. Повторяют. Повторяют отдельные дети. 2-3.
В А лес, в котором растут Деревья с иголками или хвоей, называется хвойным. Бывает и смешанные лес. Какие деревья там растут?
Д. Все, с листьями и с иголками.
В холодное время года, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. У основания черешков появляется отделительный слой, листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. С приходом весны корни начинают добывать воду из оттаявшей почвы, и у растения отрастают новые листья. А у елки и листики совсем узкие- иголочки и корень длиннее. Вот она и остается зеленой всю зиму.
Игра: Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру. Если я назову лиственное дерево, то вы поднимите ручки и покажете мне ладошки, а если я назову хвойное дерево, то вы растопырите пальчики и покажете мне иголочки-пальчики.
(береза, сосна, дуб, каштан, тополь, рябина, ель, клен, лиственница)
Молодцы. А теперь мы переходим на следующую станцию. 1,2, 3, повернись на следующей станции очутись.
Б) Вторая станция «Обитатели леса»
Вот мы с вами говорили про лес.
3 этаж – деревья такие, как сосна.
2 этаж – кустарник и низкорослые деревья.
1 этаж — трава, мхи.
Подвал – в нем находятся корни.
А поскольку лес — это многоэтажное здание, на каждом этаже есть жильцы.
Кто может обитать в подвале?
Подвал Под землей находятся жилища мышей, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви, они рыхлят почву
- этажНа земле живут насекомые, растут различные травы, ягодники, грибы. Прямо на земле, в траве вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи, славка черноголовка. Стоят жилища ящерицы, ежи, роют лисы. На опушке леса много кустарников. В них селится много птиц, например, дроздов.
- этаж Наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их-
з этаж совы и другие птицы. Летом на всех этажах много жильцов.
Сейчас мы с вами поговорим как животные готовятся к зиме.
Как заяц готовится к зиме?
Д Меняет шубку.
Да, он меняет шубку, но не сразу, а постепенно, чтобы лиса его не нашла. А где он живет зимой?
Он роет ямку и спит в снегу. Ест кору и выкапывает корни деревьев.
Воспитатель:
«Что вы можете рассказать о лисе?» (Ответы детей)
Воспитатель:
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая
шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым
кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.
Воспитатель нагуляв: Расскажите, как подготавливается к зиме медведь. (ответы детей.)
Осенью, жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как
заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед, рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи.
Как готовятся к зиме белки?
Делают запасы на зиму и меняют шубку.
Как готовятся к зиме волки?
Их шерсть становится гуще и длиннее, поскольку зимой они не впадают в спячку. Большинство мелких травоядных зимой спит, поэтому волкам приходится охотиться на крупных. Для этого они собираются в стаи.
3. Физкультминутка.
Тень-тень потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: всему свету я краса.
Похвалялся медведь, могу песни я петь.
Похвалялся Зайка. Пойди, догоняй-ка.
Молодцы. А теперь Мы переходим к следующей станции.
В) третья станция «Лес и человек»
Посмотрите на стол. Что тут есть?
Д. Перечисляют.
Что объединяет эти предметы?
Они из дерева. Посмотрите, сколько всего нам дает лес. А что еще мы не назвали? Что еще нам дает лес?
Д. Свежий воздух, грибы, ягоды. Мы любуемся лесом.
А как вы думаете, почему тут варежки? Они лишние?
Д. Да.
А вот и нет. Варежки совсем не лишние. Оказывается из хвои сосны можно вязать варежки. Сначала набирают иголок. И замачивают их в воде. Там они размягчаются и становятся темнее. Затем их складывают в мешок и много по ним бьют, чтобы те размягчились еще больше. Затем ниточки прядут и вяжут из них варежки или носки. А кто добывает древесину? Кто рубил лес?
Д. Лесоруб.
А на следующей станции мы узнаем кто и как заботится о лесе.
Давайте перейдем на следующую станцию.
Г) станция «Забота о лесе»
Отгадайте, о какой профессии человека идет речь:
«Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет
А зимою у кормушек
В гости ждет лесных зверюшек»
Этот человек – лесник. А что он делает?
Д. Лес охраняет.
Правильно. Лесник. Он присматривает за лесом. Лесник следит за порядком в лесу, охраняет его от вырубки, пожаров, очищает от старых деревьев, принимает участие в посадке молодых; охраняет обитателей леса от злых людей – браконьеров.
Вот лесник лес защищает, а другие люди могут и наоборот. А нам с вами нужно знать правила поведения в лесу, чтобы не навредить лесу и его обитателям.
А сейчас вы мне сами их и расскажете. Поделитесь на группы по 3 человека.
Дети делятся. Каждой группе я дам правила поведения в лесу. Вы должны их собрать и рассказать о них. Раздаю разрезанные картинки.
Молодцы. Собрали. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Дети рассказывают.
В. Ребята, мы с вами молодцы. Все правила узнали.
4. Итог занятия
1, 2, 3, повернись. В группу возвратись.
Ребята, а где по каким станциям мы с вами путешествовали?
Какой лес называется хвойным? Лиственным.
Сколько этажей в лесу. Кто живет в подвале?
На 1 этаже, на 2 этаже? На 3 этаже? В подвале?
А на последней станции о чем мы говорили?
Почему лес- наше богатство.
Дети отвечают.
Умнички. Вы все правильно ответили.
|