Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители, инженер по лесовосстановлению.
Автор проекта: Зыкова Людмила Викторовна
Тип проекта: творческо-исследовательский
Срок: краткосрочный
Введение:
Наш Пермский край богат лесами, но в настоящее время леса беспощадно вырубаются, особенно хвойные породы, древесина хвойных пород используется в строительстве домов, изготовлении мебели, так как она долго не гниёт, её легко обрабатывать, и она имеет красивую структуру, гибнут большие площади лесов и от пожаров.
Воспитанники группы «Журавлики» на протяжении нескольких лет сотрудничают с ГКУ «Чусовское лесничество», участвуют в акциях, в проектах, мы решили познакомить воспитанников с профессией инженер по лесовосстановлению.
Скачать конспект
Наталья Александровна Троегубова, инженер по лесовосстановлению, рассказала, что на месте вырубки хвойных деревьев, очень быстро вырастают лиственные деревья. И если не производить посадку саженцев хвойных деревьев, то лиственные займут свободную территорию. В преддверии нового года вырубаются ели, чтобы украсить наши квартиры. Поэтому ГКУ «Чусовское лесничество» производит посадку именно хвойных пород деревьев.
Проблема: выяснить экспериментальным путём, почему лиственные породы деревьев быстрее чем хвойные, осваивают свободные участки земли.
Цель: создать условия для развития поисковой познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- уточнить представления детей старшего дошкольного возраста о значении леса для человека, особенно хвойных пород
- расширить представления детей старшего дошкольного возраста о особенностях роста и развития хвойных и лиственных деревьев
- развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес, через поисково-исследовательскую деятельность получать новые знания
- развивать способность высказывать свои предположения в ходе исследовательской деятельности
- воспитывать желание ухаживать за всходами акации, сосны, ели и кедра
- вовлечь родителей в исследовательскую деятельность.
Объект исследования: семена деревьев: сосны, ели, кедра и акации.
Предмет исследования: время прорастания семян и их рост.
Методы исследования:
- экскурсия в ГКУ «Чусовское лесничество»; в лес, магазин «Моя дача»
- рассматривание семян деревьев через лупу
- беседа с воспитанниками
- посадка семян сосны, ели, кедра и акации
- наблюдение за прорастанием семян
- ведение календаря наблюдений за ростом семян
- анализ полученных данных
Подготовительная часть:
Подготовлены и проведены занятия с воспитанниками о деревьях и кустарниках родного края, о роли деревьев в жизни человека, особенно хвойных пород, рассматривание деревьев на участке детского сада и ближайшего окружения, дидактические игры, экскурсия в ГКУ «Чусовское лесничество». Участие в акциях «Живи лес» и проектах: «Сохраним Чусовские леса от пожаров», «Зелёные символы Пермского края».
Вывод: воспитанники уточнили знания о деревьях и кустарниках родного края, о их роли в жизни человека, выделили факторы, влияющие на развитие и рост растений. И обнаружили, что на территории детского сада в основном растут деревья лиственных пород, и эти деревья намного выше, чем деревья хвойных пород.
Основная часть:
У детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, чтобы воспитанникам было легче передать полученную информацию и знания, воспользовались схемами с пиктограммами.
Мы- это дети, родители и воспитатели, только при взаимодействии этих составляющих можно добиться результата.
Результат представить в виде «Лесенки роста»
Осенью отмечается день туриста, кто такие туристы мы узнали из фильма
про туристов, посмотрели мультфильм «Ох и Ах идут в поход». Поучаствовали в туристическом слёте, играли в игры.
В поход мы ходили в лесничество. От инженера по лесовосстановлению мы узнали много интересно про лес, что есть такая профессия восстанавливать лес, на то место где вырубили лес, высаживать саженцы ели и сосны.
Почему саженцы хвойных деревьев сажают на месте, где срубили деревья?
Объяснили нам, что на вырубках, если не садить саженцы хвойных деревьев, то очень скоро пространство зарастёт лиственными деревьями.
А для нашего Пермского края хвойные породы деревьев очень важны.
Нам стало интересно: «Почему лиственные деревья быстрее занимают лесные вырубки?».
Мы обсудили, что нам нужно сделать, чтобы найти ответы на вопрос.
Во-первых, мы решили проверить каких деревьев больше вокруг города, хвойных или лиственных.
Все вместе пошли в лес, в районе бассейна мы увидели много деревьев лиственных и почти совсем нет хвойных, но, когда зашли в лес, мы нашли и сосны, и ели. Их было много.
Сделали вывод: где вырубили лес, чтобы построить бассейн, выросли лиственные деревья, их много, а хвойных почти нет или они маленькие.
Во-вторых, мы захотели узнать, почему лиственных деревьев больше, чем хвойных, и они выше?
Обсудили и решили, что сами посадим семена деревьев, узнаем семена каких деревьев прорастут быстрее. Еловые шишки мы собрали в лесу, а сосновые и кедровые есть в группе, на участке детского сада собрали семена акации.
Землю мы купили в магазине «Моя дача».
В группе мы приготовили баночки для посадки, лейки, палочки, землю.
С помощью лупы рассмотрели семена сосны, ели, кедра и акации.
Семена ели и сосны похожи, у них есть крылышко, оно помогает лететь по ветру, у кедра очень толстая скорлупка, мы думаем, что кедр будет долго прорастать. Семена акации на ощупь твердые горошинки, проверим как вырастут.
Палочкой делали ямки и клали туда семена, засыпали землей и полили водой из лейки.
Нашли место, где тепло, свет, воздух. Такое место на подоконнике. Мы знаем, что нужно растению для роста. Мы играли в игры: «Что нужно для роста растений», «Как посадить растение».
«На каждую баночку приклеили этикетку, где написали, когда и какие семена были посажены.
И стали ждать, только через десять дней появились первые всходы, это проросли горошки акации. А через два дня появились всходы ели.
Семена сосны и кедра не проросли.
Сделали вывод: для семян кедра нужны особые условия для прорастания, решили узнать в интернете и у инженера по лесовосстановлению, а семена сосны старые, они давно уже у нас в группе лежат.
Елочка и акация растут у нас в группе, данные наблюдений отмечаем в ленте роста семян.
Лента роста семян акации и ели
Обсудили и сделали вывод:
- семена акации проросли на два дня быстрее, чем семена сосны
-акация за неделю стала значительно выше, чем елочка.
Поэтому мы можем сказать, что семена лиственных деревьев быстрее прорастают и быстрее растут.
Поэтому на лесных вырубках деревья лиственных пород быстрее занимают свободную территорию, и тем самым не дают возможности хорошо расти хвойным деревьям.
Планы на будущее:
Для Пермского края очень важно сохранение хвойных деревьев, мы вместе с родителями и воспитанниками будем участвовать в акции «Посади дерево».
Литература
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
- Лыков И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. — № 5.
|