Мантак Анна Олеговна, воспитатель МАДОУ «ЦРР-детский сад № 272» г. Перми
Краеведение - одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческая направленность ДОО как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является их ознакомление с природой родного края.
«Красная книга» — это не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Эта книга — сигнал бедствия, который подают нам обитатели живого мира, нуждающиеся в помощи. В 2008 году вышла в свет Красная книга редких и исчезающих видов животных и растений Пермского края. Последний раз Красная книга Среднего Урала выходила в 1996 году. На основе исследования составлен новый список животный и растений. В него вошли 270 разновидностей, проживающих (произрастающих) на территории Пермского края и находящихся на грани исчезновения.
Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его природе, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Программа, по которой работает детский сад – «Детский сад – дом радости», под авторством Натальи Михайловны Крыловой. В программе не достаточно материала по ознакомлению детей с миром животных и растений Красной книги Пермского края.
Главная цель моей работы – формирование начал экологической культуры у старших дошкольников. Достижение цели проходило посредством решения следующих задач:
- Познакомить детей с Красной книгой Пермского края;
- Расширить представление о жизни редких птиц, животных и растений Пермского края;
- Способствовать формированию правильного отношения ребенка к природе, его окружающей среде, к себе и людям как к части природы;
- Формировать гуманное отношение к природе и проблемам ее охраны.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора у ребенка-дошкольника – было и остается одним из направлений работы ДОО. Поэтому на сегодняшний день старших дошкольников актуально знакомить с Красной книгой Пермского края.
Выбор темы проекта потребовал проведения мониторинга, с целью дальнейшего планирования мероприятий при его реализации. По результатам мониторинга было выявлено, что 65 % детей не владеют информацией о животном и растительном мире Красной книги Пермского края. Радует то, что в группе есть дети, имеющие знания по данной теме.
В процессе работы педагогам приходится постоянно усовершенствовать свои знания в разных областях. Задумав данный проект, было изучено очень много литературы. Для эффективности реализации проекта, было создано экологическое панно с животными и растениями Красной книги Пермского края.
Трудоемким был процесс по разработке самого проекта.
Проект рассчитан на 2 месяца для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Реализация проекта подразумевает создание: Красной книги Пермского края, фотоальбома рисунков «Они нуждаются в защите», дидактической игры «Путешествие по Красной книге Пермского края».
Проект осуществлялся в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап заключался в определении целей и задач проекта, а также в сборе материала. В данный этап входила разработка конспектов организованной деятельности. Был разработана цикл бесед по ознакомлению с растительным и животным миром Пермского края. Для более эффективного усвоения детьми получаемой информации, были подготовлены наглядные и демонстрационные материалы.
Основной этап – непосредственная работа с детьми по ознакомлению с данной темой. Были использованы следующие формы работы:
- Чтение художественной литературы: «О черном аисте и белом подснежнике» (по страницам Красной книги), Соколов-Микитов “Русский лес”, В. Зотов “Лесная мозаика”, Снегирев Г. “Птицы наших лесов”, Пришвин “Этажи леса”, Бианки “Хвосты”.
- Знакомство с «Красной книгой Пермского края»;
- Рассматривание экологических журналов о государственном природном заповеднике «БАСЕГИ», «Сохраним природу Прикамья»;
- Рассматривание тематических альбомов: «Животный и растительный мир Красной книги Пермского края».
- Просмотр DVD-фильмов: «Листая Красную книгу», «Красная книга Пермского края»;
- Беседы о животном и растительном мире Красной книги Пермского края;
- Разгадывание загадок на тему животные и растения Красной книги Пермского края;
- НОД «Как люди спасают редких животных и растений»;
- НОД «Среда обитания» (работа с экологическим панно);
- Выставка рисунков на тему «Они нуждаются в защите»;
На заключительном этапе проекта было запланировано создание Красной книги Пермского края, проведение дидактической игры «Путешествие по Красной книге Пермского края», а также оформление фотоальбома рисунков «Они нуждаются в защите». Итогом работы было проведение ”Экологического КВНа”, где дети продемонстрировали знания по данной теме.
Результаты повторной диагностики позволили сделать следующий вывод: уровень детей, владеющих информацией о животном и растительном мире Красной книги Пермского края увеличился с 65% до 95%.
Данной темой заинтересовались родители. Они приняли активное участие в реализации проекта. Родители вместе с детьми обогатили предметно-развивающую среду, оказали помощь в оформлении альбома: «Они нуждаются в защите». Работа родителей вместе с детьми повысила качество образовательного процесса в группе.
|