Мантак Анна Олеговна. Решение задач краеведческой направленности через реализацию проекта «Красная книга Пермского края»

Решение задач краеведческой направленности через реализацию проекта «Красная книга Пермского края»

Мантак Анна Олеговна, воспитатель МАДОУ «ЦРР-детский сад № 272» г. Перми

Краеведение - одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

 

Краеведческая направленность ДОО как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является их ознакомление с природой родного края.

«Красная книга» — это не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Эта книга — сигнал бедствия, который подают нам обитатели живого мира, нуждающиеся в помощи. В 2008 году вышла в свет Красная книга редких и исчезающих видов животных и растений Пермского края. Последний раз Красная книга Среднего Урала выходила в 1996 году. На основе исследования составлен новый список животный и растений. В него вошли 270 разновидностей, проживающих (произрастающих) на территории Пермского края и находящихся на грани исчезновения.

Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его природе, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Программа, по которой работает детский сад – «Детский сад – дом радости», под авторством Натальи Михайловны Крыловой. В программе не достаточно материала по ознакомлению детей с миром животных и растений Красной книги Пермского края.

Главная цель моей работы – формирование начал экологической культуры у старших дошкольников. Достижение цели проходило посредством решения следующих задач:

  1. Познакомить детей с Красной книгой Пермского края;
  2. Расширить представление о жизни редких птиц, животных и растений Пермского края;
  3. Способствовать формированию правильного отношения ребенка к природе, его окружающей среде, к себе и людям как к части природы;
  4. Формировать гуманное отношение к природе и проблемам ее охраны.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора у ребенка-дошкольника – было и остается одним из направлений работы ДОО. Поэтому на сегодняшний день старших дошкольников актуально знакомить с Красной книгой Пермского края.

Выбор темы проекта потребовал проведения мониторинга, с целью дальнейшего планирования мероприятий при его реализации. По результатам мониторинга было выявлено, что 65 % детей не владеют информацией о животном и растительном мире Красной книги Пермского края. Радует то, что в группе есть дети, имеющие знания по данной теме.

В процессе работы педагогам приходится постоянно усовершенствовать свои знания в разных областях. Задумав данный проект, было изучено очень много литературы. Для эффективности реализации проекта, было создано экологическое панно с животными и растениями Красной книги Пермского края.

Трудоемким был процесс по разработке самого проекта.

Проект рассчитан на 2 месяца для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).

Реализация проекта подразумевает создание: Красной книги Пермского края, фотоальбома рисунков «Они нуждаются в защите», дидактической игры «Путешествие по Красной книге Пермского края».

Проект осуществлялся в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап заключался в определении целей и задач проекта, а также в сборе материала. В данный этап входила разработка конспектов организованной деятельности. Был разработана цикл бесед по ознакомлению с растительным и животным миром Пермского края. Для более эффективного усвоения детьми получаемой информации, были подготовлены наглядные и демонстрационные материалы.

Основной этап – непосредственная работа с детьми по ознакомлению с данной темой. Были использованы следующие формы работы:

  • Чтение художественной литературы: «О черном аисте и белом подснежнике» (по страницам Красной книги), Соколов-Микитов “Русский лес”, В. Зотов “Лесная мозаика”, Снегирев Г. “Птицы наших лесов”, Пришвин “Этажи леса”, Бианки “Хвосты”.
  • Знакомство с «Красной книгой Пермского края»;
  • Рассматривание экологических журналов о государственном природном заповеднике «БАСЕГИ», «Сохраним природу Прикамья»;
  • Рассматривание тематических альбомов: «Животный и растительный мир Красной книги Пермского края».
  • Просмотр DVD-фильмов: «Листая Красную книгу», «Красная книга Пермского края»;
  • Беседы о животном и растительном мире Красной книги Пермского края;
  • Разгадывание загадок на тему животные и растения Красной книги Пермского края;
  • НОД «Как люди спасают редких животных и растений»;
  • НОД «Среда обитания» (работа с экологическим панно);
  • Выставка рисунков на тему «Они нуждаются в защите»;

На заключительном этапе проекта было запланировано создание Красной книги Пермского края, проведение дидактической игры «Путешествие по Красной книге Пермского края», а также оформление фотоальбома рисунков «Они нуждаются в защите». Итогом работы было проведение ”Экологического КВНа”, где дети продемонстрировали знания по данной теме.

Результаты повторной диагностики позволили сделать следующий вывод: уровень детей, владеющих информацией о животном и растительном мире Красной книги Пермского края увеличился с 65% до 95%.

Данной темой заинтересовались родители. Они приняли активное участие в реализации проекта. Родители вместе с детьми обогатили предметно-развивающую среду, оказали помощь в оформлении альбома: «Они нуждаются в защите». Работа родителей вместе с детьми повысила качество образовательного процесса в группе.

Просмотров: 653
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Калужских Ольга Геннадьевна. «Творческий подход к ознакомлению детей с миром животных нашего края».
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Талалаева Ольга Викторовна. Конспект беседы с детьми по страницам Красной книги Подмосковья
  • Дробатович Тамара Викторовна. Проект «Путешествие по страницам Красной книги»
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Шерстнева Светлана Викторовна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО «По страницам красной книги»
  • Киченко Наталья Георгиевна. Гербарий лекарственных растений Красноярского края
  • Кучиева Светлана Николаевна. Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»
  • Рыбина Ирина Геннадьевна. Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность
  • Басова Алёна Николаевна. Досуг для детей старшего возраста 'Жители родного края'
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Левчук Нина Петровна,, Абмаева Алла Валерьевна. Образовательный проект с детьми 6-7 лет, подготовительной к школе группы, по познавательному развитию «Лебедь-шипун – птица из Красной книги России»
  • Могилюк Наталья Владимировна. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе с ОНР на тему: 'Растительный и животный мир самарского края'.
  • Шаньгина Елена Владимировна. «Красна книга Красноярского края»
  • Гульнара Фаритовна Мухаметзянова. Ознакомление детей с историей родного края.
  • Верхозина Ирина Михайловна. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ
  • Сорокина Наталия Ивановна. Материал к экологической конференции «Расширение представления у детей с ОНР о лекарственных растениях родного края»
  • Попова Марина Владимировна. Презентация 'Цветы красной книги'
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Рудь Наталья Геннадьевна. Проект 'Дикие животные родного края'
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Белова Евгения Александровна. Игра – развлечение «Поле чудес» по теме: «Птицы и животные родного края».
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу в детском саду.
  • Овчинникова Елена Александровна. Конструкт совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь