(в условиях внедрения ФГОС ДО)
Выполнил: Старший воспитатель МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Верхозина И.М. Инструктор по физической культуре МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Ситилкина Е.В Тольятти-2015
Скачать конспект
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.).
Одним из направлений познавательного развития дошкольников согласно ФГОС ДО (приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17. 10 2013 г.) является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Однако развитие личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому, невозможно без обращения к государственной символике России. В связи с этим требуется активизировать работу педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации.
В последнее время в России значительно возрос интерес к изучению символики. В полной мере это относится и к геральдике, которая не просто переживает период увеличения научного внимания, но и становится элементом реальной жизни, приобретает общественно значимый характер. Кроме того, происходит массовое возрождение старых и создание новых городских гербов.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игры (дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные), общение, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Символика оказывает сильное эмоциональное воздействие на воспитанников, вызывает большой интерес и имеет несомненный воспитательный эффект, именно поэтому я выбрала эту тему.
Противоречия
По ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечеству, но эту задачу решить непросто из-за отсутствия необходимого методического обеспечения. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 года сформулированы следующие задачи: расширять представления детей о родном крае, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за её достижения, но из-за недостатка условий в развивающей предметно-пространственной среде (нет необходимых пособий, материала) эти задачи также решить проблематично.
Профессиональная проблема: как сформировать первоначальные представления о символики родного края у детей 6-7 лет?
Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.
- Обозначить пути формирования первоначальных представлений о символики родного края у детей 6-7 лет.
- Разработать механизм, определив эффективные формы, методы, средства формирования у детей 6-7 лет представлений о символики родного края.
- Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма.
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми, материалами, отражающими тематику работы.
- Привлечь родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды путём изготовления и приобретения пособий по символике родного края.
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Кадровые условия: воспитатели подготовительных групп, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, воспитатель по ИЗО.
- Научно-методические условия:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 года
- Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О. В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В. 2014. – 210 с.
3. Материально-технические условия: проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр, аудиозаписи по теме.
4. Нормативно-правовые условия:
- ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Постановление от 15 мая 2013 года №26 об утверждении СанПин 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.;
- Постановление Правительства Самарской области от 26. 09. 2007 №201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области».
5. Информационные условия:
Литература:
- «Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб. -метод. пособие. / Под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В. 2013. – 214 с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Работа ДОУ с семьёй – М.: Сфера, 2004 – 112 с.
- Полякова Т.В. Знакомим детей с малой Родиной. ар 2004. Alledu/document/380/839
- Организационные условия:
- Разработка конспектов ООД.
- Подборка дидактических игр по теме.
- Разработка планов-конспектов по работе с родителями.
- Разработка сценария итогового мероприятия.
- Подготовка презентации по теме.
Приложение 1
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей (ОД)
по теме: «История родного края через сказочный фольклор»
Разработали:
Старший воспитатель МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Верхозина И.М.
Инструктор по физической культуре МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Ситилкина Е.В
Возрастная группа: 6–7 лет (подготовительная к школе группа)
Виды деятельности детей:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская
- Конструирование
- Музыкальная
- Двигательная
Интегрированная деятельность: познавательно-коммуникативная деятельность.
Интегрированная форма: презентация проекта.
Образовательные задачи:
1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:
1. 1 Выявить и закрепить знания детей об истории нашего города (Тольятти).
- 2 Формировать представления о символике родного края, города.
- Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта:
- 1 Стимулировать эмоционально-положительное отношение к истории родного края, его символам.
- 2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процесс восприятия музыки, исполнения танцев.
- Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий:
- 1 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о своем костюме.
- 2 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности (монолог-рассуждение).
- 3 Развивать мелкую моторику в процессе составления гербов из пазлов.
Материалы и оборудование:
Стимульный материал:
- объявление (письмо),
- бонусы (сердечки с надписью «С любовью к Родине» по количеству детей).
Материалы для деятельности детей:
1) материалы для представления результатов деятельности
- конструкции для размещения материалов с выполненными заданиями (стенд для размещения наглядного материала, стол);
- контрольно-оценочные материалы (ментальная карта);
2) материалы для преобразования и трансформации
- пазлы гербов городов Самарской области,
- наглядно-символический материал (папка-панорама традиционных костюмов народов Среднего Поволжья);
- наглядно-иллюстративный материал (сюжетные картинки, иллюстрации, фотографии, альбомы);
- действенно-практический (подсобные материалы, предметы, игрушки, коллекции);
3) материальные средства для деятельности детей
- аудиозаписи (музыкальные произведения по мотивам литературных произведений родного края, звукозапись песен про родину.);
- видеозаписи (видеозапись мультфильма «Гора самоцветов»);
- элементы костюмов и атрибуты для обыгрывания сюжетов, ролей (игра-драматизация народных костюмов родного края)
- текстовой материал (книги, тексты).
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- доска интерактивная;
- стеллажи;
- технические средства: музыкальный центр, ноутбук, микрофон, фотокамера, мультимедиапроектор).
Дидактический материал:
- алгоритм сбора гербов из пазлов.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)
Методы и приемы
1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности:
- демонстрация письма от Магистра наук,
- создание проблемной ситуации «Как расколдовать Магистра наук?».
2. Методы организации и осуществления деятельности:
- словесные (рассказ, беседа, чтение),
- наглядные (демонстрация натуральных, художественных объектов, показ способа действия, наблюдение),
- аудиовизуальные (демонстрация презентаций «Флаги и гербы городов родного края», «Чайная церемония»),
- практические (упражнение, дефиле),
- наглядно-практические (оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм сбора гербов из пазлов).
3. Методы контроля и самоконтроля:
- вербальная оценка результатов выполнения заданий,
- коллективный смотр,
- самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом),
- рефлексия деятельности.
|