МБДОУ «Детский сад «Омский»
Подготовила: Горышина Валентина Александровна, воспитатель г. Омск — 2015
Актуальность:
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К. Паустовский
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Так же, современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному городу, Родине, так как рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры малой Родины, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Дети должны знать и понимать геральдические символы своего государства и своей малой Родины.
Педагогическая проблема, решаемая в процессе совместной образовательной деятельности: не все дети знают историю своей страны, своего родного края, историю русского и коми народа, историю своей семьи, не ценят все то, что связано с родным краем и культурой своей малой Родины.
Цель: Развивать у детей подготовительной группы чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- формировать гражданско-патриотические чувства
- формировать уважительное отношение к государственным символам
- закрепить понятия о Родине малой и большой
- учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения
- расширять словарный запас
- развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы
- развивать выдержку, умение соблюдать правила игры
- развивать память, сообразительность, находчивость
- воспитывать у детей любовь к Родине
Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество».
Материалы:
- глобус
- изображения президента РФ, гербов и флагов
- фотографии с видами страны, Омска, п. Омского
- вырезки из журналов, 2 ватмана, клей
- слайды «Родные просторы»
- значки с изображением села
- сердца по количеству детей
- аудио записи.
Предварительная работа:
- беседы о российской символике
- чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине
- чтение художественных произведений
- рассматривание фотографий городов
- выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба России
- экскурсия по социальным объектам села.
Методы и приёмы: игровые, словесные (вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово), наглядные, практические.
Ход СОД:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и раскроем тайну нового слова. Вы готовы узнать тайну? (ответ детей)
- Но сначала давайте вспомним одно знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Это слово «родная». Есть мама, которая дала ему жизнь, — это самый дорогой и близкий ему человек. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. У всех людей есть еще самое дорогое — это родная страна.
- Давайте поиграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным? (мама, папа, брат, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, детский сад, страна, город...)
-Замечательно подобрали. А сейчас послушаем, как это слово может звучать в стихотворении (читает стихотворение ребенок).
Дети садятся полукругом, ребенок читает стихотворение:
Много мам живет на свете Всей душой их любят дети! Только мама есть одна, Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я- Родная мамочка моя!
- Какая мамочка? (Родная)
- Давайте ещё раз скажем нежно и ласково: — родная мамочка! (дети повторяют)
- А «родная сторона» как вы думаете, что это? (ответы детей)
- Верно, ребята. Итак, «родная сторона» — это место, где мы родились, живем, где все родное.
- А как по-другому назовем это место? (Родина).
Воспитатель читает стихотворение З. Александровой «Если скажут слово Родина».
Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна!
Аудио запись М. Бернес «С чего начинается Родина». Приложение 1
- Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
- Да, наша Родина — Россия! Давайте послушаем стихотворение о России.
Чтение ребенком стихотворения В. Гудимова «Россия, Россия, Россия»
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любой! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобой!
- Посмотрите ребята на глобус. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает).
- Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Как зовут президента нашей страны?
- Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн)
- Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России – Приложение 2)
Белый цвет – березка, Синий неба цвет, Красная полоска – Солнечный рассвет.
- А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России – Приложение 3)
У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
- А что же такое гимн? (Гимн — это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя)
– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. (Приложение 4)
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Дети:
Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родины нашей. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне Родина милее вдвойне.
Родину-мать учись защищать. Если дружба велика, будет Родина крепка. Жить – Родине служить. Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
- Давайте немного отдохнем и сделаем музыкальную физкульминутку в наше долгом путешествии.
Физкультурная разминка под песню «Я, ты, он, она» — Приложение 5.
- А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)
- Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина. Послушайте стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» (читает ребенок)
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется место, в котором мы живём? (п. Омский).
- Многие Омские поэты, художники, писатели, посвятили малой родине свои стихи, картины. Давайте посмотрим, какие памятные места есть в нашем поселке?
Просмотр слайдов «Родные просторы» — Приложение 6, аудиозапись С. Безруков «Отчего так березы…» — Приложение 7
Игра «Как называется этот дом?»
- Предлагаю вам поиграть в игру: «Как называется этот дом?». Делимся на две команды, кто быстрее отгадает, что это за здание и поднимет его фото и назовет его, тот считается победителем.
- Как называется дом, в котором вы находите, когда родители на работе? (детский сад)
- Где больных осматривает врач? (ФАП – фельдшерско-акушерский пункт, больница)
- Как называется учреждение, в которое дети ходят с портфелями? (школа)
- Где люди покупают продукты и другие товары? (магазин)
- Как называется здание, в котором люди смотрят концерты? (Дом Культуры)
- Как называется учреждение, где мы отправляем или получаем письма и посылки? (почта)
- А куда мы приходим за интересной книгой? (библиотека)
- Любимое место всех спортсменов? (стадион)
- Наш поселок большой и у него есть свои богатства. Какие? (леса, поля, различные административные здания, добрые талантливые люди и т. д.)
-Верно, всё это богатства нашей Родины. Давайте представим нашу малую Родину (дети составляют коллаж из фотографий, открыток, рисунков).
- Молодцы! Вы хорошо потрудились! Каждый из вас будет награжден значком с эмблемой нашего села (награждение детей значками с изображением села).
- Я приготовила вам маленькие сердечки, это наша любовь к малой Родине. Предлагаю каждому взять сердечко и сказать лишь одно слово, за что мы любим свой поселок.
Д/Игра «Возьми сердечко и скажи словечко»
- Спасибо, ребята за добрые слова нашей малой Родине. Свои сердечки, свою любовь возьмите с собой.
- Недаром говорят: «Русский человек без родины не живет». Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину — на чужбине, и сначала кажется ему все новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку.
Итог занятия:
- Вот наше путешествие и подошло к концу. Что нового мы узнали? Тайну какого слова открыли? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- Почему вы любите свою малую родину (Ответы детей.)
- Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше? (Ответы детей.)
- Дорогие ребята! Любите свою родину — большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции. А за то, что вы так много знаете, вам в награду значки жителей п. Омский с нашей эмблемой.
Литература:
- Бацина Т.В. Воспитывать любовью к своему краю// Школьная библиотека. -2005. -№3.
- Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001.
- Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4.
- Романовский С., Родина. — Москва, Издательство «Детская литература», 2001.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада // Сост. З.Я. Рез., JI. M. Гурович., Л.Б. Береговая. / Под ред. В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1990.
|