Характер проекта: долгосрочный
Выполнила: воспитатель Глумова Татьяна Николаевна г.Н. Новгород 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комаровский детский сад» Богородского муниципального района Нижегородской области
«Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы растём.
И берёзки у дороги
По которой мы идём»
В. Степанов
Актуальность:
Не имея достаточного количества знаний трудно сформировать у ребенка представление о Родине
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
«Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А. Сухомлинский.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема:
С введением в действие закона ФГОС “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Проведенное среди родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает довольно низкий уровень знаний по этому вопросу.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя Родина – Россия.»
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
- Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.
- Воспитывать уважение к труду, русским промыслам.
- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям.
- Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой.
Вид проекта: информационно-практический
Участники проекта:
- Воспитанники ДОУ
- Педагоги ДОУ
- Родители
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
- Основной. Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
- Заключительный. Оценка результатов.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция образовательных областей
Предполагаемые результаты:
- Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, краю, своей Родине, но, если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Работа по реализации проекта ведётся в 3 направлениях:
- Работа с детьми;
- Работа с родителями;
- Работа с педагогами;
Для работы с детьми был составлении перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «Детство».
В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:
- ООД
- Совместную деятельность взрослых и детей
- Чтение художественной литературы
- Игры, досуги, развлечения
- Изо деятельность, конструирование
- Ознакомление с пословицами и поговорками
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
- Анкетирование
- Родительские собрания
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов
- Участие в конкурсах творческого мастерства
- Консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей
Проект долгосрочный: на 1 год.
Содержание работы над проектом по этапам:
1-этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы, составление перспективного плана по реализации проекта. Мотивация детей.
Мотивация для детей:
Ребята Незнайка много раз слышал про Родину, что это такое он не знает. Давайте ему поможем узнать, что значит Родина. Хотите Незнайке помочь?
|