«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В.А. Сухомлинский
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далёкому» — от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране. Но дело в данном случае не в расширении «территории», а в том, чтобы создать условия для расширения задач патриотического воспитания, с целью формирования у детей чувств и отношений, составляющих в конечном итоге патриотизм и гражданственность: привязанности, верности и ощущения того, что ты свой, ты нужен.
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения занимает приоритетное место в жизни человека, города и общества в целом. Ознакомление с окружающим и социальной действительностью, в процессе которого осуществляется важная задача воспитания чувств патриотизма и гражданственности у дошкольников, является одним из самых сложных разделов работы с дошкольниками. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма и гражданственности.
Современный этап развития общества характеризует процесс информатизации, основанный на базе разнообразных способов информационного обмена с использованием новых информационных технологий обучения. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости организации в ДОУ комплексного подхода к формированию чувств патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию различных образовательных областей с применением ИКТ. Поиск путей реализации данного направления работы привел к решению разработки и внедрения в практику долгосрочного проекта образовательной деятельности и организации досуга детей. Проект назван «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство формирования чувства патриотизма и гражданственности с использованием ИКТ».
Ведущая педагогическая идея: создание условий для решения задач патриотического воспитания и чувства гражданственности у старших дошкольников, с целью формирования положительных черт характера, нравственных и волевых качеств детей, их активного участия в разнообразных формах творческой деятельности.
Цель проекта: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Создать условия для формирования чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города посредством познавательно-исследовательской деятельности
- Обеспечить условия для развития связной речи детей, обогащения и активизации словаря детей, умения свободно мыслить, фантазировать
- Обеспечить условия для развития самостоятельности и инициативы в исследовательской деятельности
- Воспитывать чувство привязанности и гордости к своему родному городу
- Способствовать развитию навыков взаимодействия.
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
Дети:
- Воспитание положительных черт характера, нравственных и духовных качеств детей при ознакомлении с историей и культурой родного города.
- Активность детей в разных видах познавательной, продуктивной, игровой и других видов деятельности (организованной и самостоятельной).
- Расширение знаний и представлений детей о людях труда и их значимости в жизни города.
Педагоги:
- Разработка конспектов занятий, а также практического материала по всем видам детской деятельности с использованием ИКТ (разработка дидактических игр, макетов, наглядных пособий, аудио-, фото- и видеоматериалов, презентаций).
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в образовательной деятельности ДОУ, а также участие в конкурсах, выставках, мини-проектах, создании аудио-, фото- и видеоматериалов, презентаций
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Условия реализации проекта:
Реализация проекта в ДОУ требует предварительной подготовки детей и педагогов:
- проведение в ДОУ семинара-практикума «Использование ИКТ в образовательной деятельности с дошкольниками»
- разработка комплексно-тематического плана работы; разработка конспектов занятий (выбор темы, сюжета); подготовка творческих конкурсов
- изготовление практического материала, сбор и оформление наглядного материала, аудио-, фото- и видеоматериала, создание презентаций, создание электронных образовательных ресурсов
- установление взаимосвязи с социальными партнёрами (МКУ «Музей», КРЦ «Луначарский», МУ «Детская Центральная библиотека», МБОУ «Гимназия», МОУ «Музыкальная школа им. Самрина»)
- организация активных форм работы с родителями воспитанников
- проведение мониторинга сформированности социальной, коммуникативной, интеллектуальной, эмоциональной компетентности у детей
- организация деятельности по ознакомлению детей с историей и культурой города Черногорска.
Результативность проекта:
- Повышение уровня познавательного развития детей на 15%
- Улучшение психологического микроклимата в группе (отсутствие «изолированных» детей)
- Активное творческое самовыражение детей
- Улучшение взаимодействия с социальными партнёрами и семьями воспитанников.
Практическая значимость:
В результате проведенной работы создано комплексно-тематическое планирование с использованием ИКТ и электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом с целью формирования чувства патриотизма и гражданственности, также разработаны формы взаимодействия с социальными партнёрами, новые активные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
|