Исполнитель: Исмагзамова Елена Михайловна, Воспитатель старшей группы, МБДОУ ПГО «Детский сад №53» Свердловской области. 2016 год
Содержание
Введение
Скачать конспект
Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста
1. 1 Основные понятия, цели и задачи экологического образования детей старшего дошкольного возраста
1. 2 Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста
1. 3 Особенности деятельности педагога в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Методические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
2. 1 Характеристика познавательно-исследовательской деятельности
2. 2. Характеристика и сущность экспериментирования как одного из видов познавательной-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста
2. 3. Методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста по организации познавательно — исследовательской деятельности в области экологического образования
Заключение
Список используемых источников
Введение
Современное содержание Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни.
Огромная роль в процессе гуманизации образования детей отводится экологическому образованию. На сегодняшний день владение экологической культурой, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка [4].
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий развития детей дошкольного возраста, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда интеллектуальных действий.
Детям дошкольного возраста присуще наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Использование этого метода обучения пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
По мнению Н.Н. Поддьякова, «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Между тем, несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получил широкого распространения.
Во-первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения.
Во-вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода.
Актуальность проблемы определила тему нашего исследования «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно – исследовательской деятельности»
Объект исследования: процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом образовании детей.
Цель исследования: теоретически обосновать и определить возможности организации познавательно – исследовательской деятельности в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Раскрыть основные понятие, цели и задачи, связанные с проблемой экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста
- Раскрыть особенности деятельности педагога в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста
- Выявить сущность и рассмотреть особенности использования метода экспериментирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста
- Разработать методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста по организации познавательно- исследовательской деятельности.
|