Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрастаСовременное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста  предполагает  гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводиться экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста позволяет развивать важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
Психологами доказано, что у детей семи лет жизни, мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип для осуществления экологического образования. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
В настоящее время, в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, а также выводы стимулируют развитие речи детей. Отмечается положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения двигательной активности. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий, экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. За использованием этого метода обучения выступали педагоги-классики И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский и др. Слово «эксперимент» происходит от греч. сл. «проба, опыт». Опыт – воспроизведение объекта познания, проверка гипотез. «Экспериментирование» является многозначным словом. Оно может выступать как метод обучения, если применяется для передачи новых знаний. А также рассматриваться как форма организации педагогического процесса, и наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности.


Детское экспериментирование тесно связано с наблюдением и трудом. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связанно с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой, экспериментирование, особенно вызывающие у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности: чтение художественной литературы с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
По характеру объектов:
- опыты с растениями
- опыты с животными
- опыты с объектами неживой природы
- опыты, объектом которых является человек
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка
5. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные, итоговые
6. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие;
- сравнительные;
- обобщающие
7. По характеру познавательной деятельности:
- иллюстративные;
- поисковые;
- решение экспериментальных задач
8. По способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные
Особенности детского экспериментирования:
Детское экспериментирования свободно от обязательности
Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта
Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана
Дети не могут работать, не разговаривая
При проведении эксперимента нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.
Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов эксперимента.
Право ребенка на ошибку
Применять адекватные способы вовлечения детей в работу
Соблюдение правил безопасности
Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс
Анализ результатов и формирование выводов
Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе
Методические требования к подготовке и проведению экспериментов.
Случайные наблюдения и эксперименты не требуют специальной подготовке, но педагог должен обладать немалыми биологическими познаниями, постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.
Плановые наблюдения и эксперименты начинаются с определения дидактических задач, затем выбирается объект, воспитатель знакомит с ним заранее на практике, и по художественной литературе одновременно осваивая технику экспериментирования . Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель и задачу, которая должна быть решена. Дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Постановка эксперимента является не самоцелью, а одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение  первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей полной тишины, они должны быть раскрепощены. Но чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.
Работа с детьми
1. Обязанность педагога следить за соблюдением правил безопасности
2. Работа с детьми строиться по принципу «от простому к сложному»
3. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя, их надо обучать
4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательностью:
- действие показывает педагог,
- действие повторяет ребенок,
- действие осуществляют все вместе,
- действие стало знакомо, дети совершают его в обычном темпе,
5. на занятиях должна быть спокойная обстановка,
6. педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение.

 

Просмотров: 516
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Чаплинская Ирина Дмитриевна. Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Волкова Ольга Александровна. Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
  • Ерошко Эмилия Михайловна. Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Писарева Людмила Викторовна. Комплексно — тематическое планирование в старшей группе по ФГОС Тема недели: «В мире все так интересно!» (экскурсии, наблюдения, экспериментирования с природными объектами (воздух, песок, вода), экспериментирование с предметам
  • Турчанинова Наталья Николаевна. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Аникеева Жанна Борисовна. Мастер класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Татаринова Светлана Ивановна. Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»
  • Кулясова Юлия Алексеевна. Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Анисимова Людмила Владимировна. Опыт работы. «Эксперимент детей как средство познания мира»
  • Марина Владимировна Ермолаева. Экспериментирование как средство формирование познавательного интереса у детей младшего возраста
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь