Чаплинская Ирина Дмитриевна. Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.

Дошкольное детство- это период развития ребёнка, когда происходит личностное всестороннее развитие ребёнка, всех его сфер деятельности: коммуникативной, нравственной, эмоциональной, волевой, познавательной.

Именно в этот период формируется познавательная активность. Непосредственный контакт ребёнка с предметами, материалами или элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства и качества, возможности, пробуждают желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добыватьэти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

 

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую

функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста:

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода, исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.

Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Экспериментирование и детская исследовательская деятельность -эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы нашего детского сада.

На прогулках с детьми можно наблюдать за дождем в разное время года, за состоянием неба во время дождя и выявление причины дождя. Наблюдать за испарением воды с поверхности асфальта, испарением росы с растений.

Провести цикл занятий о воде, где дети узнают о свойствах воды. О том, что она жидкая, текучая, не имеет цвета, запаха, вкуса.

Интересные опыты с детьми о плавучести предметов, где они узнают, что металлические предметы в воде тонут, а деревянные и пластмассовые плавают. Дети ознакомятся с таким свойством воды как впитываемость.

Вода, впитываясь в почву, дает жизнь растениям, и дети научатся замечать, когда растения нуждаются в поливе.

Проведя ряд экспериментов, дети узнают о том, что вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое, что снег и лёд это тоже вода.

Осенью с детьми можно наблюдать за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков, появлением инея.

Зимой за изменением снежного покрова, его структуры, цвета при повышении, понижении температуры воздуха.

Проводя опыты с воздухом, дети узнают, что воздух находится вокруг нас. Его можно увидеть, ощутить, проделать с ним ряд действий.

Летом можно проводить игры и занятия с песком, в ходе которых дети наблюдают, что песок принимает любую форму, пока не высохнет. Проводя эксперименты, можно использовать проблемные ситуации, чтобы дети сами учились находить ответы на поставленные вопросы.

В ходе элементарных опытов дети учатся анализировать поставленные задачи, выявлять известное и неизвестное, дети учатся выдвигать предположения об изучаемом объекте или явлении природы, отбирать способы проверки предположений, которые отражались в наблюдениях, сравнениях, беседах, опытах: «Как воду сделать сладкой, солёной, разноцветной?», «Что растворяется в воде, что тонет, плавает?», «Почему летом- дождь, а зимой- снег?», «Для чего нужна вода живым организмам?», «Есть ли в воде воздух?», «Как образуются мыльные пузыри?», «Из чего состоит песок?»

Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей:

развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать.

«Дети любят искать, сами находить, в этом их сила. Необходимо поддерживать и питать в них дух неугомонного искателя лелеять проснувшуюся жажду знаний» — писал А. Энштейн.

Просмотров: 561
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Тюхменева К. В., Малышева А. А. Конспект непосредственно — образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию на тему: «Как дети помогли зайчику перейти дорогу с инспектором ДПС Полиной» (дидактическая кукла)
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Галина Бастина. Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Полубояринова Анна Дмитриевна. Непосредственная образовательная деятельность. Познание (природный мир) «Что мы знаем о воде?»
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь