Цель:
- Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы.
- Через опыт научить детей определять физические свойства песка.
- Формировать умение получать сведения об объекте в процессе его практического исследования.
- Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
- Обогащать сенсорный опыт детей.
Материал: лоток с песком, стаканчики для пересыпания, лист белой бумаги, лупа, стакан с водой, формочки.
Ход эксперимента.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Скачать конспект
«Он жёлтый и сыпучий, Во дворе насыпан кучей. Если хочешь, можешь брать И в куличики играть».
Воспитатель. Что это? (Песок).
Воспитатель насыпает чистый и сухой песок в большой лоток. Предлагает детям потрогать песок на ощупь, рассмотреть его, пересыпать из одного стакана в другой. Воспитатель ставит перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотреть песок и описать его. Какой он по цвету? Какой песок на ощупь? Из чего же он состоит? Как выглядят песчинки?».
Воспитатель. Ребята, вы можете рассмотреть песок через специальный прибор, который называется лупа. В лупу встроено стекло, которое все маленькие предметы превращает в большие. Дети рассматривают песок. Делают вывод: песок жёлтого цвета, он сухой, состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу. Песчинки, как маленькие человечки, которые бегают. Поэтому, песок легко пересыпать из одного стакана в другой или струйкой из ладошки на белый лист бумаги.
Предложить детям посмотреть на модель бегающих человечков.
Подвести детей к выводу: сухой песок сыпучий.
Воспитатель. Можно лепить из сухого песка? Почему? (Песок сыпучий). Ребята, а в загадке говорится: «Если хочешь, можешь брать И в куличики играть». Что нужно сделать, чтобы мы смогли из песка лепить куличики? (Полить песок водой.) Дети наливают в стакан с песком воды. Какой стал песок? (Мокрый.) Мокрый песок можно сыпать струйкой? (Нет.) Предложить детям высыпать мокрый песок струйкой из ладошки. Почему же так происходит?
Объяснить детям. Когда песок намокает, воздух между песчинками (человечками) исчезает, они слипаются.
Предложить детям посмотреть на модель таких человечков.
Ребята, давайте превратимся в песчинок. Дети выполняют физкультминутку.
Физкультминутка:
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Воспитатель. Человечки крепко держатся за руки. Предложить детям слепить из мокрого песка что-нибудь руками или формочками.
Воспитатель. Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? Воспитатель подводит детей к выводу: из мокрого песка можно лепить, он принимает любую форму, не сыпучий.
Воспитатель предлагает детям посмотреть схему.
Воспитатель просит детей поделиться своими впечатлениями от опыта. Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель предлагает детям вместе с родителями провести дома опыты о свойствах песка, зарисовав их. Дети слушают и запоминают задание.
|